136
137
138
139
НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯС ШУМОМ - ПО ПУТИ Вообще-то, автомобиль должен быть как можно тише. Но это, в основном, относится к массовым, недорогим машинам. Те, кто может позволить себе машину высокого класса, часто хотят наслаждаться звуком выхлопа: он ведь говорит о мощи и поголовье табуна под капотом. Но надо пожалеть и окружающих, чтобы не вскакивали среди ночи, разбуженные диким ревом промчавшегося суперкара. Поэтому солидные фирмы, например БМВ, очень внимательно подходят к конструированию выхлопных систем и не жалеют денег на их доводку, поручая ее тем, кто давно специализируется в данной области. Создавая выпускную систему купе BMB-645Ci, звуковые дизайнеры фирмы «Бойзен» немало поломали голову над тем, как сделать выхлоп престижного авто звучным, но не оглушительным, мощным, но не звенящим. Причем на всех режимах от холостого хода до старта «газ в пол». Пришлось учитывать все тонкости конкретного двигателя, например, последовательность вспышек в цилиндрах. Они происходят в каждой половине V-образного мотора вовсе не через равные промежутки времени, что вызывает появление звуковых частот, в 1,5-2,5 раза превышающих частоту вращения коленвала. Поэтому основные глушители правой и левой ветвей выхлопной системы сделали несимметричными и невзаимозаменяемыми. Это и позволило подчеркнуть гармоники, характерные для двигателей-«восьмерок». Промежуточный резонатор на первый взгляд кажется одинаковым с примененным на модели 545i. На самом же деле в середине его появилась вставка без перфорации. Она не дает выравниваться давлениям в правой и левой ветвях. Благодаря такому решению эффективность работы резонатора снизилась до 60% (выхлоп купе не должен быть слишком тихим!). Результат кропотливой работы аудиодизаинеров можно услышать на улице. А о затратах на эксперименты - прочитать в ЗР. Помимо расчетов на компьютере, конструкторы извели две дюжины глушителей и десяток резонаторов, пока не добились того, чего хотели ис чем согласились баварские заказчики. Так что, изучая ценники в автосалонах, помните и об этих расходах......но внутри и резонатор. 136 За рулем 4/2004...и оба глушителя впечатляют изощренностью. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВНАРОДНАЯ МУДРОСТЬКонцерн «Фольксваген» обнародовал программу создания так называемого мудрого автомобиля. Об электронных помощниках давно известно, но большинство из них доступно лишь владельцам престижных дорогих авто. Немцы же обещают, что ассистенты водителя придут в машины гольф-класса, вдобавок их сделают еще более смышлеными. Как водится, придумали и новые аббревиатуры. Например, АМК (в дословном переводе с немецкого - контроль внимательности). По печальной статистике, до четверти ДТП со смертельным исходом происходит по вине заснувших за рулем, уставших водителей. Неплохо бы, конечно, каждому быть поответственнее, но если гора не идет к Магомету... телекамера придет в автомобиль. И уставится немигающим взором в глаза водителю. Что она в них прочтет, неизвестно, но вот частоту и продолжительность рефлекторных морганий уловит. И сделает вывод: пора остановиться и - баиньки! «Вам пора на паркплац, шеф», - сообщит компьютер и вьвдаст на экран навигатора кратчайший маршрут к площадке для отдыха.Теперь можно «притопить» - конец ограничениям! Ассистент по имени LDW (предупреждение о сходе с полосы) призван предотвратить аварии, связанные с неконтролируемым смещением автомобиля поперек проезжей части. Еще одна видеокамера возьмет под наблюдение положение машины относительно разметки (только для стран, где она есть!) и предупредит невнимательного водителя звуковым сигналом и вибрацией руля. Наконец, система VZA (указатель знаков) продублирует на панели приборов каждый дорожный знак. Точную информацию о нем сообщит спутниковый навигатор либо радиопередатчик, установленный на временном знаке. Помощник не забудет сообщить даже о том, что зона ограничения закончилась.Очнись, водитель, сверни на стоянку!Внимание: вы ушли с полосы движения!На правах рекламыЕСЛИ ДАРВИН БЫЛ ПРАВ, Д РУГИЕАВТОМОБИЛИ ПРОСТО ВЫМРУТНовый двигатель: Mitsubishi 2.4 Новая динамика: до 100 км/ч за 9,9 с; м Новые возможности: «автомат» с ручным режимом. OUTLANDER. THE NEW MITSUBISHIРОЛЬФ ЦЕНТР2.4 Sport AT 2.4 Sport AT S62РОЛЬФ ДИАМАНТМосква. Алтуфьевское шоссе 31. стр. 1 Ten (0S5) 780-7788 Факс (095) 401-4851 e-mail: sele-diamanterolt.ru www.roH.ru30750 $ 32 090 $ 34 990РОЛЬФ югМосква. ул Обручева 27.корп 1 Тел (095)788-6262 Факс (095) 334-1440 e-mail: mrtsubishi-soirtn©rolf.ru www.roif.ruMITSUBISHI MOTORSРОЛЬФТовар сертифицированРОЛЬФ востокМосква. Рязанский проспект 24. корп 3 Теп (095) 7В0-9000 Факс (095) 784-7366 e-mail: mrtsubishi-easieroll.ru wwwrort.ruI РОЛЬФ КАРЛАИНСанкт-Петербург. Витебский проспект, 17/6 Тел. (812) 320-0020 Факс (812) 320-0023 e-mail [email protected] ru www.roff.ruМосква. 2-й Магистральный тупик. 5А Теп (095) 780-7700 Факс (095) 940-0915 e-mail rotl-cenieferolt.ru www.roK.FUDRIVEALIVE.RUWWW.MrreUBISHWIOTORS.RUЗа рулем 4/2004 137 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯДВИГАТЕЛЬ БЕЗ ТАЙНаков девиз современного контроллера управления двигателем. Его вычислительные мощности выросли настолько, что при расчете оптимальных параметров впрыска топлива и момента зажигания можно не ограничиваться датчиками, установленными снаружи двигателя, а заглянуть даже в камеру сгорания. Ведь, в конечном счете, все усилия электронных мозгов сводятся к тому, чтобы горение топлива происходило самым эффективным и безвредным для окружающей среды образом. А вот насколько это получается, не требуется ли тонкая корректировка, как раз и помогут выяснить сигналы новых датчиков, измеряющих давление и температуру в цилиндрах.Уплотнительная поверхностьТКстати, такое устройство позволяет избавиться от отдельного «микрофона», слушающего детонацию, ведь взрывообразное горение можно обнаружить по кривой давления. Сопоставляя ее с углом поворота коленчатого вала, компьютер получает математически точное описание всего термодинамического процесса, а уж обсчитать его в доли миллисекунды для современного компьютера не проблема. Швейцарская фирма «Кистлер» давно специализируется на подобных датчиках, но широкому их применению препятствовали конструкторы двигателей, заполнившие всю головку «бесчисленными» клапанами, свечами, форсунками. Лиш-Прокладка вскоре станет еще более «дырявой», причем появятся каналы, идущие снаружи прямо в камеру сгорания.нюю деталь ввернуть порой просто некуда. Неожиданное решение помогли найти немецкие партнеры из фирмы «Элринг Клингер» - специалиста по прокладкам. Они взялись выполнить канал для нового датчика в толще прокладки головки цилиндров, поставив швейцарцам условие: диаметр устройства - не более 3 мм. Плод совместного творчества испытали на широко распространенном дизеле«Фольксваген» рабочим объемом 1,9 л, мощностью 96 кВт. Пики давления в его камере достигают 180 бар достаточно жесткие условия для новинки. Показания нового датчика сравнивали с сигналом образцового сенсора, для эксперимента размещенного в корпусе свечи накаливания. Оказалось, что обе кривые проходят параллельно, только та, что от нового датчика, лежит ниже на 12%. Значит, несложно внести коррективы и получить точные значения, умножив измеренные величины на постоянный коэффициент. Температурная же погрешность не превысила 0,02 бар/°С - она также легко может быть учтена компьютером. Что ж, скоро моторы станут еще совершеннее, только прокладки к ним, увы, подорожают.Резьба М3.5Корпус чувствительного пьезоэлементаВыводНовый датчик не толще стержня от шариковой ручки.«АНТИКАМЕНЬ»Несмотря на широкое распространение оцинкованной стали для кузовов, антикоррозионные покрытия не сдают позиции. Абразивная пыль и грязь способны быстро удалить заводское защитное покрытие с днища машины, «надраив» металл до блеска. Ну а блестеть он и подавно будет недолго. Поэтому защитная мастика не помешает. Но ведь она боится не только и не столько мелкого абразива, сколько пробоин от летящих камешков. Фирма «Меритор лайт веикл системе» запантентовала мастику, способную самостоятельно определить место прямого попадания и затянуть «рану». Суть изобретения в небольших микрокапсулах-«лимфоцитах» размером око138 За рулем 4/2004ло 100 мкм, скрытых в слое антикора. Стоит очередному камешку нанести удар, как из поврежденных микрокалсул начинает вытекать жидкий мономер. Он заполняет «пробоину» и полимеризуется. Через пару часов покрытие восстановлено. По утверждению авторов изобретения, новый состав не будет слишком дорогим ни в производстве, ни при нанесении на кузов, так что экономических препятствий на пути внедрения мастики не ожидают. Такой принцип пригоден не только для антикора. Были бы размеры капсул меньше (а это зависит от толщины их стенок) и тогда стало бы возможным использовать его, например, для эмалей.Так антикор лечит пробоину. НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯДовольно спорная концепция возникла в недрах так называемой «Фьюче Лэб» (лаборатория будущего) фирмы «Джонсон контроле». Суть проекта под кодовым обо-КАК ЖИВОЙ!Вообще-то, эти кнопки - обман зрения, но они... работают!значением «Сенсори» в том, чтобы сделать салон автомобиля и все, с чем в нем соприкасается человек, эмоционально окрашенным. Тогда покупатели будут выбирать машину, «близкую им по духу» (даже в буквальном смысле, если иметь в виду запах). В лаборатории будущего оперируют терминами гармония, гедонизм, дрожь и действие. Одним из результатов работы стали «живые», чувствительные материалы обивки «Элек Текс Контроле». Вместо привычных кнопок в салоне специальные зоны, нажатием на которые передают команды разным устройствам. Зоны высвечиваются при включенном зажигании и становятся невидимыми, едва водитель заглушил мотор.Нажми сюда и что-нибудь включится!Освещение салона тоже «ожило». Вместо плафонов мягко светится весь потолок, притом он может изображать голубое небо или облака - что вам больше по вкусу. Есть и более полезные вещи. Например, если дверь закрыта неплотно, вместо раздражающей лампочки на щиткеприборов она вся будет переливаться тревожным красным светом. В науке оживления открыты, видимо, еще не все тайны. Кстати, эти штучки даже не слишком дороги. Только не забыть бы, увлекшись ими, о главном назначении автомобиля. На правах рекламыSHUNTER.Настоящий внедорожникБолее ЗОО изменений в моделиНовая модель UAZ Huneer - это классика жанра в современной обработке. Сочетание крепкого характера и пробивной силы с комфортом и заботой о пассажирах. Идеальный автомобиль для поездок на природу и для работы в условиях бездорожья. UAZ Hunter - это новый нестоящий внедорожник. Высокая проходимость Повышенная экономичность Грузоподъемность "750 кг Низкий уровень шума Улучшенная вентиляцияновый бампер и облицовка радиатора ОфициальныедистрибьюторыОАО «УАЭ> Благовещенск Дальтехмашсервис (4162) 35-62-09 Владивосток Дальтехмашсервис (4232) 32-12-66 Москва ТоргМаш (095) 961-00-88 Нижний Новгород ТСС-Авто* (8312) 57-60-50распашная задняя дверьсдвижные стеклаулучшенная панель приборовпросторный багажный отсекСамара Эхо-Н* (8462) 51-80-43 Ульяновск АвтоРай* (8422) 63-45-45 Хабаровск Дальтехмашсервис (4212) 79-42-19 Южно-Сахалинск Дальтехмашсервис (4242) 42-99-89Баку Aznur- -НО (99412) 47-30-04 Ереван Каркомавто +10 (3741) 23-80-69 Ташкент Эхо-Экспорт- +10 (99871) 116-44-74ПРИРОДА ДВИЖЕНИЯ www.uaz.ruЗа рулем 4/2004139