228
229
230
233
СПОРТФОРМУЛА-1Избавление от скукиКТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬПервая гонка юбилейного, 60-го чемпионата повергла в уныние даже отчаянных оптимистов. Никакого намека на обгоны и борьбу в группе лидеров: как построились на  первом круге, так всю дорогу и  пилили (иначе не  скажешь)! Стоило ради такого зрелища изобретать очередной путаный регламент?! Естественно, прокатилась волна критики. Совладелец и бывший технический директор «Вильямса» Патрик Хед обвинил саму трассу: «У новых ав228 За рулем 05/2010тодромов есть общая черта: похоже, создавший их Герман Тилке старался на  ограниченной площади проложить дорожку максимальной длины. В итоге мы получили однотипные, лишенные индивидуальности повороты и  связки поворотов. Старые трассы, а  их в  календаре все меньше, такого недостатка лишены. У  большинства уникальная конфигурация и неповторимая атмосфера». Михаэль Шумахер поведал, что в этом сезоне задача пилота – благополучно уйти со старта и далее держать оптимальный темп. «Обгонятьневозможно, разве что кто-то допустит ошибку. Главный сдерживающий фактор  – шины: поедешь агрессивнее – они быстро придут в негодность. А лишний пит-стоп никому не нужен. С  такой гоночной тактикой Гран-при вряд ли будут богаты событиями». Хозяева команд, озабоченные падением зрелищности, призвали организаторов что-то предпринять. Глава «Ред Булл» Кристиан Хорнер предложил вернуться к  идее двух обязательных пит-стопов, и  его многие поддержали. Хозяин всея Формулы-1 Берни Гран-при Бахрейна, Австралии и Малайзии вышли слишком разными, оттого старт чемпионата мира оставил неоднозначные впечатления. Сезон в целом может оказаться чрезвычайно интересным, а многие гонки... на редкость скучными, считает Максим Вольнов. Фото Григория Голышева, «Ред Булл», «Рено» и «Даймлер».Экклстоун (почти вся критика адресовалась именно ему) еще раз озвучил свой спорный замысел: шикана, которую каждый пилот может срезать фиксированное число раз за гонку. (Заимствование из  ралли-кросса, где такая схема давно работает.) И  он  же, вкупе с  шефом «Феррари» Стефано Доменикалли, призвал воздержаться от  поспешных решений и  подождать, как пойдет дальше. «Команды иногда не понимают, что суть наших состязаний – шоу и увеселение публики, – заявил Берни.  – Им  подчас важнее давление в  шинах и  лучшее время круга. Возможно, следует просто отстранить команды от создания спортивного и технического регламентов. Конечно, я недоволен тем, как прошла гонка в Бахрейне, но подобные этапы нередко выпадали и в прошлом». И почему-то никто не  ругал погоду. Представьте: 35  градусов в  тени, а вам предстоит полтора часа гнать по  изнурительному солнцепеку. Причем ответственность высока: както некрасиво ударить лицом в  грязь на  первом Гран-при сезона, особенно если выступаешь за  топ-команду. Какую тактику вы изберете?ПЕРЕМЕНА ПОГОДЫДождь, даже небольшой и короткий, – гарантия того, что Гран-при получится интересным. Почему  бы трассы не оснастить дождевальными установками? Главный судья Формулы-1 Чарли Уайтинг включал  бы их по  своему усмотрению  – интрига обеспечена! Это несложно, недорого и  прекрасно вписывается в  концепцию обязательного использования резины двух тиЗа рулем 05/2010 229 СПОРТ | ФОРМУЛА-1Современная Формула-1: все пилоты едут с оглядкой на износ шин, держат некий оптимальный темп и нередко отказываются от возможности обогнать, чтобы поберечь резину.РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ-1 1-й этап, Гран-при Бахрейна 1. Ф. Алонсо (Испания, «Феррари») 1:29.20,396 2. Ф. Масса (Бразилия, «Феррари») 0.16,0 3. Л. Хамильтон (Великобритания, «Мак-Ларен – Мерседес») 0.23,1 4. С. Феттель (Германия, «Ред Булл – Рено») 0.38,7 5. Н. Росберг (Германия, «Мерседес GP») 0.40,2 6. М. Шумахер (Германия, «Мерседес GP») 0.44,1 7. Дж. Баттон (Великобритания, «Мак-Ларен – Мерседес») 0.45,2 8. М. Уэббер (Австралия, «Ред Булл – Рено») 0.46,3 9. В. Лиуцци (Италия, «Форс-Индия – Мерседес») 0.53,0 10. Р. Баррикелло (Бразилия, «Вильямс-Косворт») 1.02,4 2-й этап, Гран-при Австралии 1. Дж. Баттон 2. Р. Кубица (Польша, «Рено») 3. Ф. Масса 4. Ф. Алонсо 5. Н. Росберг 6. Л. Хамильтон 7. В. Лиуцци 8. Р. Баррикелло 9. М. Уэббер 10. М. Шумахер 3-й этап, Гран-при Малайзии 1. С. Феттель 2. М. Уэббер 3. Н. Росберг 4. Р. Кубица 5. А. Сутил (Германия, «Форс-Индия – Mерседес») 6. Л. Хамильтон 7. Ф. Масса 8. Дж. Баттон 9. Х. Альгесуари (Испания, «Торо Россо – Феррари») 10. Н. Хюлькенберг (Германия, «Вильямс-Косворт»») 1:33.36,531 0.12 0.14,4 0.16,3 0.16,6 0.29,8 0.59,8 1.00,5 1.07,3 1.09,3 1:33.48,412 0.04,8 0.13,5 0.18,5 0.21,0 0.23,4 0.27,0 0.37,9 1.10,6 1.13,3Михаэль Шумахер ничего выдающегося на первых этапах не показал, но все равно был в центре внимания публики и прессы. Покажет позже? Из-за мелких неполадок техники Себастьян Феттель на старте сезона лишился двух верных побед. Удача пришла лишь в третьей гонке. Конструктору Россу Брауну в этом году не удалось выиграть «зимнюю кампанию» – машина «Мерседеса GP» хороша, но явно не самая быстрая.пов (с точки зрения болельщиков, бессмысленную). На  Гран-при Австралии дождь, хотя и  завершился после нескольких кругов, сработал идеально. Несколько аварий и вылетов с подсыхающего асфальта, множество эффектных обгонов – воплощенная мечта болельщика! Однако обгонов могло быть и  больше, причем в зоне подиума да на последних кругах. Помешал тот сдерживающий фактор, о котором говорил Шумахер. Шины позволили Льюису Хамильтону отыграть 20  (!) секунд отставания от  двух «феррари», но, когда пришло время обгонять Фернандо Алонсо, оказались слишком изношены. То же ощущение беспомощности испытал и  Марк Уэббер: машина – зверь, а «лапы» не держат. Поставщик шин для Формулы-1 «Бриджстоун» своей продукцией доволен. Разумеется, дело не в качестве покрышек, а в их заданных свойствах. Вне всякого сомнения, можно изготовить230 За рулем 05/2010шины, которые износятся за  десять кругов (правило обязательных питстопов тогда не потребуется), или способные выдержать всю гонку. Поэтому именно шинный регламент многие годы придает Формуле-1 элемент здорового абсурда. В теории автогонки – это когда пилоты всю дистанцию стараются гнать как можно быстрее. На  практике все едут с оглядкой на износ, «держат оптимальный темп»  – и  нередко отказываются от  возможных обгонов ради того, чтобы поберечь шины. Минимальные осадки, выпавшие на  Мельбурн, сломали стереотипную «сухую» двухшинную тактику – ту, что превратила Гран-при Бахрейна в  унылое катание. Команды оказались в условиях, когда многое невозможно рассчитать заранее. Дженсон Баттон рискнул пойти на  единственный ранний питстоп  – и  скучнейшим образом добрался до  финиша. Льюис Хамильтон отважился на  два пит-стопа  – и  был самойяркой и  заметной фигурой на  трассе. Да,  Баттон  – победитель, но  болельщикам в Мельбурне наверняка больше запомнился его партнер по команде. Глава «Мак-Ларена» Мартин Уитмарш после Бахрейна предрек, что в  Мельбурне ситуация сильно изменится, и добавил: «Но  борьбу за  лидерство будут вести все те  же четыре команды. Думаю, и на всех остальных гонках тоже». Возразить нечего. Второе место Роберта Кубицы в  Австралии вряд  ли позволяет причислить «Рено» к  «могучей кучке». Скорее всего, это разовый успех: машина «Рено» комфортно чувствует себя на  тех трассах, которые условно называют «медленными». Но  таких трасс немного, а  в  Бахрейне Кубица выглядел бледно. Дюжина команд Формулы-1 по итогам первых гонок четко поделилась на три очень неравные по силам группы:ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ Дюжина команд Формулы-1 по итогам первых гонок четко поделилась на три очень неравные группы: «большая четверка», крепкие середняки и обреченные аутсайдеры.И в Бахрейне, и в Мельбурне, и в Сепанге Петрову удались блистательные стартовые рывки – после них россиянин сразу получал прямой доступ к очковой зоне. Несмотря на три неудачи, Виталий Петров не падает духом: «У машины неплохая скорость и большой потенциал, поэтому ставлю перед собой максимальные цели».Чудес не бывает. «Виртуальное» творение Ника Уирта – болид VR-01, не прошедший ни единого дорожного теста, высокими скоростями похвастаться не может. Первый подиум сезона – в цветах «Феррари». Прогресс! Год назад это произошло лишь в мае в Монако, а единственную победу «Феррари» отпраздновал в августе в Спа.«большая четверка», крепкие середняки и  обреченные аутсайдеры. В  числе по­ следних  – все новички чемпионата ми­ ра: у них нет надежд на значимое улуч­ шение результатов. Виной тому не мото­ ры «Косворт» (с этим же мотором «Ви­ льямс»  – середняк), а  шасси  – их ведь создавали в  режиме авральной спеш­ ки. Постоянно совершенствовать маши­ ны по ходу сезона не позволит бюджет, ограниченный 40 миллионами фунтов. Думается, за привлечение бюджет­ ных команд Берни Экклстоун еще по­ лучит «фи» от общественности. Неуж­ то и вправду повысили имидж Форму­ лы­1 дополнительные пилоты на стар­ товой решетке, уступающие лидерам по 5–8 секунд на круге?ПЕРЕЙДЕМ НА ЛИЧНОСТИТем, кто ждал сенсаций от  возвраще­ ния Михаэля Шумахера, радоваться нечему. Немец точно не  станет вось­ микратным чемпионом, да и его побе­да в  Гран­при  – событие маловероят­ ное. Пока Михаэль по  всем показате­ лям уступает своему молодому парт­ неру по «Мерседес GP» Нико Росбергу. Однако роль Шумахера в  команде вряд ли сводится к  добыче зачетных очков. Он незаменим в качестве наст­ ройщика­доводчика техники, заодно привлекает повышенное внимание зрителей и прессы. Российский дебютант Формулы­1 Виталий Петров, как и  сами первые гонки, оставил «неоднозначные впе­ чатления». Превосходно провел стар­ ты, но финишного флага так и не уви­ дел. Хотя, если судить только по  тем­ пу его езды, мог рассчитывать на  оч­ ки. В  Бахрейне подвел рычаг подве­ ски  – конструктивный просчет инже­ неров команды (у  Кубицы были иные настройки шасси, и только потому ры­ чаг не  расколотил болт крепления). В  Мельбурне на  еще не  просохшей трассе Виталий ошибся при торможе­нии и увяз в гравии. В Малайзии отка­ зала коробка передач. Приятно, что команда его хвалит. Эрик Буйе, шеф «Рено  F1»: «Петров только постигает науку Формулы­1  – и уже порадовал нас отличными стар­ тами. Думаю, у него хорошие перспек­ тивы». А  сам Виталий вдохновлен не­ плохой боеспособностью машины  – оказывается, и подиум реален! После Сепанга в тройку лидеров чемпионата наконец­то попал пилот, который мог выиграть все три гонки! В  Бахрейне верную победу у  Себасть­ яна Феттеля отобрал отказ свечи зажи­ гания, в Мельбурне – плохо закреплен­ ное колесо, повредившее тормозной диск. После схода немец был в ярости: «Я  страшно ругался и  хотел в  тот  же момент уехать домой. Мог ведь стать лидером чемпионата!». Гран­при Ма­ лайзии прошел для Феттеля идеально, и нам теперь не надо ломать голову над тем, кто же главный фаворит.За рулем 05/2010 233