234
235
236
СПОРТГОНКА ЖУРНАЛИСТОВ MAZDA OPEN RACEПраздник открытых кокпитовПосмотреть гонку всегда интересно, но эту удалось не просто наблюдать, а в нее окунуться! Впечатлениями делится Сергей Воскресенский, занявший в составе команды российских журналистов пятое место из тридцати. Ему наши поздравления и наше внимание.Мир  сжат до  размеров ветрового стекла, через которое то прямо на тебя, то откудато сбоку хитрым зигзагом летит лента трассы. Иногда в  эту  картину вмешиваются зеркала заднего вида, в  которых появляются соперники. Крыши нет  – вверху лишь свинцовое от  дождя небо да  холодная сталь каркаса безопасности. Зато есть звук, вернее, торжествующий рев  отпущенных на  свободу 160  «лошадей», временами протестующих против моих ошибок – перекруток мотора при не очень своевременных торможениях. Самые востребованные элементы в кокпите – сверхкомпактный съемный руль, послушные, почти невесо-мые педали и  щелкающий… нет,  скорее лязгающий от  непрерывных переключений рычаг коробки. Вторая – третья, третья – вторая. Работаю, словно дирижер палочкой, с  той  разницей, что  за  рукоятку приходится хвататься крепко, всей кистью, и  только тогда в  момент отрывистого, ударного включения чувствую: все  получается как  надо. Объятия жесткого сиденья еще  несколько минут назад казались невыносимо плотными. Закралась даже мысль: «А выдержу ли?». Но  карусель закрутилась, сомнения остались там, в боксах, вместе с жалостью к себе. Здесь – виражи, которые непременно надо запомнить, а  к  ним  заводная, но  норовистая машина, к  характерукоторой в боевых режимах приходится приспосабливаться. Чуть что  не  так  – легкий (всего-то 1070 кг) родстер мгновенно напоминает о своем заднем приводе: он  требует очень мягкого обращения с акселератором и не любит водительских ошибок, усугубляемых мокрым асфальтом. Мы  привыкаем друг к  другу, чувствуя бремя ответственности – в настоящей командной гонке важно не подвести остальных… Сначала это  мероприятие под  названием Mazda Open Raсe – четырехчасовая командная гонка журналистов – казалось немного несерьезным, тепличным. Ну, вывезут на  гоночный трек где-то в  солнечной Италии. Затем, как  обычно бывает в  журналист-234 За рулем 05/2010 Кокпит гоночной МХ-5: спортивное сиденье, компактный руль, максимально упрощенные отделочные материалы и счетчик кругов в центре передней панели. О, нелегкая это работа! Хорошо, есть возможность потренироваться. Под номером 11 – команда России: Б. Шульмейстер, В. Гагарин, Д. Соколов, О. Богданов, С. Воскресенский. В стратегии командной борьбы главное – четко определить, кто за кем едет и насколько сильно придется менять регулировки.ской практике, все  ограничат конусами и запретами на какую-либо борьбу. А в гонке, больше похожей на одиночные заезды, выиграет тот, кто, вкатившись в трассу быстрее, продемонстрирует самое стабильное время. Остальные будут ворчать: «Вот в  настоящей гонке я бы им всем показал!». Но  дотошный и  подробный технический регламент оговаривал буквально все, начиная с отказа от ответственности за  нас, грешных, и  вплоть до  использования обязательных, прошедших омологацию комбинезонов и  нижнего белья. Вот  это  да! Вдогонку – информация о тридцати (!) специально подготовленных «маздах МХ-5». Естественно, из родстеров вытряхнули все  лишнее, оснастили каркасами безопасности, системой пожаротушения. В  машинах шеститочечные спортивные ремни, зычная система выпуска, иной блок управления двигателем, регулируемые амортизаторы и  занижен-ные пружины передней и  задней подвесок. Изменения коснулись тормозов, регулировок углов установки колес и  большинства технических жидкостей. «Адрия» – гоночная трасса недалеко от  Венеции – встретила не  только пронизывающей сыростью и  дождем. В  боксах ждали настоящие боевые машины, для  пущей выразительности и  узнаваемости раскрашенные в национальные цвета стран-участниц. Швейцария, Хорватия, Австрия, Германия, Великобритания… По  сути, чемпионат Европы среди журналистов. Под номером 11 – Россия… Шутки кончились, зато появился азарт и огромное желание победить. Щуплым хорошо: чуть пригнувшись, скользнул на  сиденье, пристегнулся потуже – и  вперед. Ребята, конечно, посмеиваются над моими первыми попытками вот так, с ходу усесться в  боевой «эм-икс-пятый». Поначалуэто выглядит, как будто надеваю машину на  себя. Какой тут  шлем, перчатки, ремни безопасности… Мешает решительно все, особенно живот! Но гонка – великий стимул, и  постепенно в  процессе тренировок ноги и  руки приобретают необходимую гибкость, голова вместе со  шлемом нащупывает среди дуг  нужную траекторию движения, да  и  остальным выступающим частям тела приходится подчиниться. Сел. Нет, теперь уже впорхнул! Сиденье регулируется по  длине, но  приборы начисто перекрыты маленьким рулем, на спидометре и тахометре мне видны лишь крайние значения. Зато дисплей лаптаймера, счетчика времени каждого пройденного круга, – в  центре панели, на самом видном месте. Ощущение на  финише тренировочного заезда – ничего толком не успел, не сделал. Оказывается, целых полчаса я как  заведенный переключал передачи, разгонялся, тормозил, ошиЗа рулем 05/2010 235 СПОРТ | ГОНКА ЖУРНАЛИСТОВ MAZDA OPEN RACEбался в выборе траектории и вновь пытался найти оптимум! Какой там  измеритель времени круга, хорошо хоть, к  концу заезда увидел табличку с  триколором, зазывающую в боксы! По  результатам предварительных заездов мы  вторые на  старте, но  еще  минимум пять команд показали очень хорошее время. У них там, похоже, одни гонщики – по  крайней мере, дватри человека из  пяти у  бельгийцев, португальцев, венгров и  шведов абсолютно на  равных борются с  лидером нашей команды спортсменом и журналистом Борисом Шульмейстером. Ему, в  основном, и  отдуваться за  остальных, по  крайней мере первые полтора часа гонки из  четырех. Потомвсе равно придется уступить место более «медленным» коллегам, ведь каждый должен провести на трассе не менее 25 зачетных минут. А еще интрига в  виде потерь времени на  дозаправку, смену водителей. Борьба, борьба, борьба… Мы хорошо стартовали за пейс-каром и держали уверенное лидерство на первых кругах. Потом соперники перегруппировываются и начинают отвоевывать упущенные секунды. Они, как  роботы, штампуют результаты, демонстрируя отличную вкатанность и в трассу, и в машину. Молодцы! Невзирая на  соперничество, иногда просто любуюсь взаимопониманием между некоторыми водителями и их автомобилями. У нас больше неточБензин в бак льется самотеком, поэтому емкость поднимаем повыше.ностей, элементарных помарок. В итоге мы медленнее – иногда на 2–3 секунды с  круга. И  занимаем пятое место, пропустив команды Бельгии, Португалии, Венгрии, Швеции. Сначала внутри пустота – не получилось! Но  все-таки праздник состоялся. Праздник, единение души и автомобиля. Мы  были единым организмом, командой – не самой быстрой, зато молодой, задорной, дружной! К тому же  оставили позади Германию, Францию, Великобританию и  многих других из  тридцати. Искренние поздравления лучшим и… до встречи в следующем году. Ведь, по уверениям организаторов, Mazda Open Race может стать ежегодной. Хотелось бы!По регламенту водитель, закончивший заезд, сначала заливает топливо и только потом помогает сменщику усесться и пристегнуться.236 За рулем 05/2010