164
165
166
167
ТЕХНИКАЮБИЛЕЙ ФИРМЫ PEUGEOTЛьвы с хорошей родословнойМарка «Пежо» отмечает в этом месяце 200 лет. Полная история фирмы займет несколько увесистых томов… Сергей Канунников остановился лишь на некоторых заметных вехах развития знаменитой французской марки.Даже в  официальной истории фирмы «Пежо» происхождение нынешней, известной во  всем мире эмблемы описано довольно туманно. Наиболее распространенная версия: изображением льва (взят из  геральдики родных краев – ЗР, 2010, № 2) метили самую высококлассную продукцию. Так  повелось еще  в  1850-е, когда компания, образованная в мае 1810-го (именно это событие фирма, а вместе с ней и мы отмечаем в  мае  этого года), выпускала самые разнообразные металлические изделия, например кофемолки и ножовки по дереву и металлу. До рождения автомобиля оставалось еще три десятилетия.ПРЫЖКИ ПО РАСЧЕТУЛьвиный характер вполне соответствует многолетней философии «Пежо». Ведь царь зверей не только величествен и  грозен. Он  еще  и  выдержан и  расчетлив – без  толку прыгать и  бе-гать не станет, а если уж наметил жертву, вряд ли упустит. Вот и братья ЖанПьер и Жан-Фредерик Пежо в авантюры не лезли – делали то, что пользовалось устойчивым спросом, стараясь завоевать покупателей не  сомнительными новинками, а высоким качеством. За  всю  долгую историю компания никогда не  изменяла этим принципам. В  1885-м на  заводе в  Су-Кре стали выпускать набирающие популярность велосипеды. А четырьмя годами позже построили трехколесный паромобиль конструкции Леона Серполле. Машину показали на  Парижской промышленной выставке и выставили на гонки Париж– Лион. Паровик дошел до  финиша (по тем временам – уже достижение), но Арман Пежо, внук одного из  основателей компании и на рубеже веков ее руководитель, понял: будущее – за бензином. И  опять лев  не  пошел в  неподготовленную атаку. Для первого, построенного в  1890  году, автомобиля ис-пользовали двигатель Эмиля Левассора, который, по  сути, представлял собой уже  проверенный, завоевавший неплохую репутацию мотор Готлиба Даймлера. В  1891-м «Пежо» выпустила, как  сказали бы  теперь, товарную партию – пять автомобилей. В  следующем году изготовили 29  машин, в 1894-м – 34. Кстати, модель этого года имела уже  стальную раму, водяное охлаждение и 3,5-сильный мотор объемом 1,03 л – передовая для конца ХIХ столетия конструкция.МАЛЕНЬКИЕ, НО ВЕЛИКИЕВскоре предложение фирмы, как, впрочем, и многих других в те годы, достигло десятка моделей. Но  главную тенденцию времени руководство компании уловило абсолютно верно: делать недорогой, доступный многим автомобиль. «Пежо-ВР1», больше известный под  именем «Бебе», сделали на  основе прототипов малоизвестного еще Этторе«Пежо-Tип 4» 1892 года с мотором V2 объемом 1,03 л, развивающим при 400 об/мин 3,5 л.с.Маленький «Пежо-Бебе» (1913–1916 годы) оснащали мотором с двумя распредвалами и водяным охлаждением.164 За рулем 05/2010 Четырехцилиндровый мотор «Пежо-201» (1929–1937 годы) мощностью 23 л.с. конструктивно похож на «восьмерку» знаменитого спортивного «Бугатти-35».Бугатти. Он  создал очень интересный маленький автомобиль, однако собственную фирму хотел прославить куда более мощными, быстрыми и дорогими моделями. Двухместный «Пежо» массой всего 350 кг имел вполне взрослый 4-цилиндровый мотор с двумя распредвалами, развивавший 10 л.с. До 1916 года продали 3095  экземпляров. И  продавали бы  дальше, не  помешай война. Впрочем, развитием «Пежо-Бебе» стала модель «Квадрилетт», представленная в 1920-м. Два места в ней расположили тандемом, друг за другом – так в те годы делали, чтобы автомобиль выглядел солидней. Четырехцилиндровый мотор объемом 0,67  л  развивал 9,5  л.с. Трехступенчатая коробка передач стояла у  заднего моста, а  дифференциала для удешевления конструкции не было. На небольших скоростях с этим вполне можно было смириться.ВСЕГО В МЕРУС  1920-х основное направление деятельности фирмы – машины для  сред-него класса: относительно недорогие, но  добротные и  достаточно передовые. Такими стали модели 201 и 301. На первой с 1929 года ставили 23-сильный мотор 1,1 л, а с 1934-го – 28-сильный верхнеклапанный агрегат, к  созданию которого вновь приложил руку уже  знаменитый Этторе Бугатти. «Пежо-301» 1932 года стал первым «Пежо» с  независимой передней подвеской. Выпустив 201-ю, фирма закрепила права на трехзначные индексы с нулем посредине. И  по  сей  день продавать машины с  подобными обозначениями во Франции может лишь «Пежо». Делая массовые, приносящие хороший доход автомобили, компания проявляла и полет инженерной мысли. В  1933-м был показан «Пежо-401 Эклипс» – кабриолет с жестким верхом, убирающимся в  багажник автоматически – невиданное по тем временем решение! Мало того, такие версии нескольких последующих моделей выпускали серийно и  вплоть до  1939  года изготовили около 700  эк-земпляров – совсем не мало для немассовых модификаций! В  1934-м стартовал этапный для компании «Пежо-402» с  очень привлекательным обтекаемым кузовом и  необычными, спрятанными за  решеткой радиатора фарами. Машина хоть и  не  обладала столь оригинальной конструкцией, как  переднеприводный «Ситроен-Траксьон Аван», но  выглядела привлекательней и  успешно с  ним  конкурировала. Развивая успех 402-го, в  производство запустили более демократичные, но  очень похожие по  дизайну «Пежо-302» и  202. Последний выпускали (с перерывом на  войну) до  июля 1949  года. На  базе моделей 402  и  302  строили спортивные кабриолеты, родстеры и  купе, созданные совместно с  инженером Эмилем Дарль'матом. Их  снабжали форсированными до  70  л.с. моторами. Перед войной на  «Пежо» по  заказу ставили полуавтоматические электромагнитные коробки передач «Коталь», экспериментировали с легковым дизелем.За рулем 05/2010 165 ТЕХНИКА | ЮБИЛЕЙ ФИРМЫ PEUGEOTКабриолеты с убирающейся жесткой крышей, первым из которых стал «Пежо-401» (1934–1935 годы), в середине 1930-х произвели фурор.«Пежо-402» (1935–1942 годы) оснащали 4-цилиндровым 2-литровым мотором мощностью 55, а позднее – 58 л.с.Используя, как  правило, уже проверенные технические решения, компания делала порой и смелые шаги. В  период оккупации выпускали очень необычные… электромобили. Кстати, через полвека, в середине 1990-х, фирма «Пежо» одной из  первых вновь развернула мелкосерийный выпуск электроверсий моделей 106 и «Партнер». Но  вернемся в  1940-е, когда стартовал первый разработанный после войны «Пежо-203». На  этой машине применяли коробку скоростей с повышающей передачей, а  с  1954-го – полностью синхронизированный агрегат. Очередным прорывом в  дизайне стал «Пежо-403» – первый, очень удачный плод многолетнего сотрудничества с ателье «Пининфарина». Итальянским дизайнерам удалось сделать лаконичный, скромный по  декору, при  этомПервый плод сотрудничества с «Пининфариной» и первый серийный «Пежо» с 55-сильным дизелем – модель 403 (1955–1966 годы).очень гармоничный и, что  не  менее важно, «долгоиграющий» с  точки зрения моды автомобиль. Дизайн пришелся кстати любому кузову (компания традиционно выпускала широкую гамму модификаций) – от  седана и вместительного универсала до изящного кабриолета. «Пежо-403» вошел в  историю и  как  один из  первых серийных легковых автомобилей с  дизелем. Дебютировала модификация 403D в сентябре 1959-го. Еще  более успешным стал «Пежо-404», выпуск которого начали в  1961-м. Кузова вновь заказали «Пининфарине». На  этой модели появилась автоматическая коробка передач, впрыск топлива. Во Франции 404-е делали до 1975-го, а в Африке (последние годы лишь в виде пикапов) – до начала 1990-х. Всего изготовили более 3  млн. экземпляров!«Пежо-404» (1961–1991 годы) во Франции выпускали почти 15 лет с моторами мощностью 53–96 л.с., в том числе дизельными и впрысковыми.Отдельный том  истории «Пежо» – спорт. В  далеком 1913-м знаменитый конструктор Эрнст Анри создал для гоночного автомобиля двухвальный 16-клапанный двигатель. Машина с  таким мотором, пилотируемая Жюлем Гу, с  триумфом выиграла престижнейшие в США гонки Инди-500. Кстати, автомобиль, так и оставшийся за океаном из-за начавшейся Первой мировой войны, послужил основой для  первых конструкций прославленного впоследствии американского инженера Гарри Миллера. Чтобы создать спортивный автомобиль, вновь удививший мир, «Пежо» «взяла паузу» в  несколько десятилетий. Зато какая получилась машина! Полноприводный среднемоторный «Пежо-205  Турбо 16», разработанный по  инициативе Жана Тодта, как  и  более поздний «Пежо-405  ТурНа необычном автомобиле на базе «Пежо404» установили 40 международных рекордов для машин с дизельными двигателями.БЕГОВЫЕ ЛЬВЫ166 За рулем 05/2010 Электромобилей модели VLV во время Второй мировой войны построили 377.бо 16», причислили к лучшим раллийным автомобилям 1980-х. Трижды машины, ведомые финнами Ари  Ватаненом и Юхой Канкуненом, выигрывали ралли Париж – Дакар. В  1990-е фирма «Пежо» поставляла моторы командам Формулы-1  – «Мак-Ларену» и  «Джордану», строила победные автомобили для  гонок в  ЛеМане. Ну  а  совсем недавно выставила на 24-часовые гонки «Пежо-908 HDi FAP» с  дизелем V12, развивающим 730  л.с. и  1200  Н.м! Фирме, которая полвека строит легковые дизели, грех было не создать этот агрегат-шедевр. Концепты «Пежо» последних лет демонстрируют свежий, порой, пожалуй, даже спорный дизайн, смелые технические решения. Но  опрометчивых, непросчитанных шагов компания, уверен, делать не станет. Не в львином это характере…Моторы дорожных версий «Пежо-205 Турбо 16» развивали 236 и 319 л.с. Мощность боевых двигателей довели до 432 л.с.На правах рекламы