250
251
252
253
БЕЗ ГРАНИЦЭКСПЕРИМЕНТ ВИДИМО – НЕВИДИМОВот такое кино250 За рулем 05/2010 «Да я эту дорогу хорошо знаю, проеду хоть с закрытыми глазами!» Проверим? В автожмурки играли два Вадима – Крючков и Никишев. Фото Александра Батыру.Авторы прицепились к  расхожей фразе, которую не  стоит воспринимать буквально? Нисколько. Оба любят кино – и оба вспомнили эпизоды, достоверность которых, мягко говоря, вызывает сомнения. Один Вадим не поверил в то, что слепой полковник из американской картины «Запах женщины» смог бы  под  диктовку напарника гонять по улицам на «Феррари». Хотя, конечно, исполнитель главной роли Аль Пачино здесь весьма убедителен. Другого Вадима раздражал французский фильм о гонщике Мишеле Вальяне. Там  пилот оригинальным способом демонстрировал девушке свое знание трассы. Спутница закрывала ему ладошками глаза, а Мишель по памяти брал повороты на  скоростях за двести! «Ну, двести не  двести, а  на  городских шестидесяти уж  наверняка сможем!» – приговаривали мы, расставляя конусы на  спецдорогах полигона. Расстояние между конусами отмерили в 16 шагов, а на финишной прямой обозначили подобие «гаража», правда, очень просторного: зрячий сюда и грузовик загонит. Но у нас инвентарь компактный – «ФИАТ-Албеа». Для  начала убедились воочию: выполнить упражнение легче легко-го, «змейка» проходится хоть ровно, на  одном лишь рулении, хоть с  залихватским метением хвостом… Отставить! Нужно сбавить темп и  попробовать запомнить траекторию. Итак, если ехать на  второй передаче (примерно 2000  об/мин) и  вращать руль на  180  градусов без  перехватов, то  перекладывать его придется секунды через три. «Раз-два-три» – повернул, «раз-два-три» – крути обратно. Чего проще! Попробуем? На  стартовой позиции Вадим Никишев завязывает себе глаза, Вадим Крючков готов давать ценные указания со  стороны. Он  подскажет, когда первый раз повернуть баранку. Трогаюсь, переключаюсь, держу на  слух нужные обороты… «Влево» – доносится голос из  рации. Тут  же  выполняю команду, отсчитываю про  себя три секунды, руль обратно… «Стопстоп-стоп!» Как  в  том  анекдоте, когда водитель грузовика попросил прохожего помочь с  парковкой в  тесном дворике: «А теперь выйди, гад, и  посмотри, что ты натворил». Развязываю глаза, оглядываюсь – капот смотрит прямо на  конус, до  которого остались считаные сантиметры… Лишившись визуальной информации, мозг моментально теряет ориентацию. Кажется, что выбрал верное направление, – ока-Слепо-полицейский разворот. В данном случае движение задним ходом с последующим вращением на 180 градусов – почти трюк.За рулем 05/2010 251 БЕЗ ГРАНИЦ | ЭКСПЕРИМЕНТ ВИДИМО – НЕВИДИМО«Змейка» под команды по рации. Штурману радиоуправляемой игрушки едва ли не труднее, чем водителю.зывается, едешь совсем в ином. И стоит ошибиться на «змейке» в самом начале, как амплитуда перестанет совпадать с  интервалами между фишками. Поэтому лучше посадить Крючкова в  правое кресло – пусть диктует «стенограмму» отсюда… Совсем другое дело! Правда, скорость все  равно минимальная, катимся на  первой передаче и  холостых. Но  появился шанс вовремя выполнить одну из  несложных команд («влево-вправо», «прямо», «притормози» и  «да тормози же!»). Худобедно, «змейку» проехали, в  финишный створ попали и остановились там, где требовалось. Усложняем задачу: опытный Крючков, надев шлем, лишает себяне  только обзора, но  и  слуха – обороты двигателя в  шлеме не  различить. Единственной связью с  внешним миром остается поводок гарнитуры от  рации, с  помощью которой уже  партнер Никишев поведет его  по  «змейке». Оказывается, находясь снаружи, управлять водителем не  так-то просто! Приходится бежать перед машиной, иначе сложно оценить текущую обстановку. А еще труднее согласовать свое понимание ситуации и  реакцию пилота: он  должен мгновенно исполнить маневр, иначе придется долго и  нудно корректировать ошибку. Но  с  каждым новым проездом появляется согласованность в  действиях, а  ведущий получаетне меньше удовольствия, чем от возни с радиоуправляемой моделью! На  сладкое оставили полицейский разворот. Крючков разгоняется задним ходом, привычным движением выкручивает руль – и машина разворачивается точно на  180  градусов с  первой же  попытки. Повторные испытания закрепили результат, но… укачали пилота. Пока приходит в  себя, делаем вывод: там, где  требуются лишь наработанные рефлексы, зрение не первостепенно.ТЕПЕРЬ – О ПРАВДЕ И ВЫМЫСЛЕФильм о французском пилоте безбожно врет: по памяти проехать гоночную трассу с  закрытыми глазами нельзя.По памяти не пройдешь и не проедешь. Единственный шанс справиться – подсказка товарища.У просто слепого водителя – минус зрение, у «гонщика» еще и минус привычное шумовое сопровождение: шлем приглушает все звуки, кроме тех, что из рации.252 За рулем 05/2010 Даже на малой скорости, что уж говорить о «боевых» режимах. Американцы обманывают меньше. В  их  картине полуправда: под  диктовку штурмана слепой полковник мог совершать несложные маневры с черепашьей скоростью. Но мчать, как в фильме, на  спорткаре по  городским улицам?.. Увольте! И, пожалуй, самое главное знание. Гонщики экстра-класса, утверждающие, что чувствуют машину позвоночником, правы. Действительно, при  правильной посадке за  рулем через позвоночник, вестибулярный аппарат и  осязание они получают лавину информации. Но – внимание! – она способна лишь дополнить зрение, а не заменить его.Упражнение «постоянный радиус». Езда по замкнутому кругу со скоростью 30 км/ч далась проще «змейки», хотя и наступала потеря ориентации, и укачивало.Без рации, под живой голос «змейку» проходишь быстрее. В роли слепого полковника – Вадим Никишев, поводырь – Вадим Крючков.На правах рекламыНе пытайтесь закрывать глаза, когда вы за рулем! Что разрешено киноперсонажам, не дозволено водителю в жизни.