202
203
ЭКОНОМИКАДОМ ДЛЯ АВТОЗагоняют в стойлоСтоличное правительство обсуждает и дорабатывает законопроект «О порядке размещения автомототранспортных средств в городе Москве». Цель – загнать всех автовладельцев под крыши многоярусных паркингов. Почему это не удалось до сих пор и сколько должно стоить машиноместо, допытывался Игорь Моржаретто.дет. Поэтому новация вызвала самые разные отклики, но  все со  знаком ми­ нус: от растерянного недоумения до не­ годования. Ведь, по  мнению властей, водители  – форменные негодяи, кото­ рые понимают только язык тотального запрета или высоченных штрафов.ДЕШЕВО – ДЛЯ КОГО?Суть очередной инициативы мо­ сковской мэрии проста: раз ав­ томобилисты не  хотят добро­ вольно раскупать места в  на­ родных гаражах, сделаем так, чтобы выбора у  них не  было. Поэтому зако­ нопроект предлагает категорически запретить стоянку во  дворах, у  обо­ чин и вообще всюду, где это не разре­ шено. А  разрешат только в  паркингах, на  перехватывающих стоянках и  т.  п. Правда, проект завис, когда выясни­ лось, что 80% москвичей, ставящих авто на  улице, хотели  бы иметь кры­ шу для железного коня (хотя бы из со­ ображений безопасности), но  не  мо­ гут себе это позволить по финансовым (в основном) причинам. Собственно, власти наших мега­ полисов, в  том числе и  Москвы, ниче­ го не  придумали: они изучили зару­ бежный опыт… и взяли на вооружение лишь одну его часть, которая в отрыве от  других, ясное дело, работать не  бу­Кстати, нынешняя кампания добро­ вольно­принудительного перемещения автомобилей в  народные гаражи уже третья за последние 10 лет; две первые окончились пшиком, теперь под угро­ зой и  нынешняя. Дело даже не  в  том, что завышена цена, – хуже, что город­ ские власти все время срывают свои же планы. Например, на  конец марта 2010­го не было ни одного машиноме­ ста из  155  тысяч, которые мэрия обе­ щала ввести в строй к концу прошлого года. Гарантии, что в этом году строй­ ка пойдет активнее, никто дать не  мо­ жет. Как заявил главный архитекторстолицы Александр Кузьмин, и на этот год из 250 участков, на которых долж­ ны возводиться народные гаражи, по­ ка подобрано лишь пятьдесят. Основ­ ная проблема – безумно долгая и слож­ ная процедура согласования землеот­ вода, ее с  трудом проходят даже под­ ведомственные городским властям ор­ ганизации. В правительство города об­ ращались и инвесторы (в большинстве своем зарубежные) с  предложениями о  строительстве паркингов, но,  стол­ кнувшись с  подобными трудностями, исчезали. Подумать только, 350  тыс. рублей за  «наргар». Власти уверяют  – деше­ во. Мол, у  частных компаний средняя цена гаража  – 850  тыс. Даже приводят некий расчет. Земля под машиноместо, по  данным мэрии, стоит 7  тыс. долла­ ров. (Но  ведь гараж­то многоэтажный, значит, надо делить эту цифру на  чис­ ло этажей!) Проектная документация – 3  тыс. Строительно­монтажные рабо­202 За рулем 05/2010 Этот «народный паркинг» на юго-западе столицы обещали сдать еще осенью 2009 года. Когда сдадут реально, неизвестно, да и желающих купить места немного.ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ«Если исключить разговоры о погоде, то мы не найдем иного вопроса, который обсуждался бы в наших городах столь же активно, как проблема автомобильных парковок». Вы думаете, эта фраза – из свежего выпуска московской газеты? Нет, из материалов Конференции американских городов 1928 года. Они с этой проблемой столкнулись 80 лет назад и за это время выработали некоторые правила. В результате на улицах американских городов (да и на тесных улочках европейских столиц), в которых сегодня на тысячу жителей приходится до 800 автомобилей, нет таких пробок, как в Москве. Где, между прочим, только 350 машин на тысячу душ. – За рубежом каждый кусок городского пространства – улицы, проезда, тротуара, двора – имеет собственника, – объясняет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Хозяин – либо муниципалитет, либо владелец дома, либо собственники квартир, объединенные в кондоминиум (или в кооператив). Парковка, не санкционированная собственником, – правонарушение. И немыслима стоянка машин везде, где это может помешать движению автомобилей и работе общественного транспорта. Там же, где парковка транспорта разрешена, она, за редким исключением, платная. Причем тариф растет по мере приближения к городскому центру. На окраинах и у въездов в крупные города оборудованы перехватывающие парковки, где автомобиль можно оставить на день за умеренную плату. Что же до спальных районов, то парковочные места (или места в подземных гаражах), как правило, приписаны к каждой квартире, отдельно стоящему дому или таунхаусу. И если житель пригорода надумает ехать в центр, он заранее просчитает, что ему выгоднее – оставить машину на перехватывающей стоянке и дальше передвигаться на общественном транспорте или же платить за дорогую парковку в деловой части. Всё! Не надо больше ничего придумывать.ты  – 10  тыс. Расходы на  некие «технические условия»  – еще 4  тыс. Итого  – 24  тыс. долларов, или 720  тыс. рублей. Выходит, что «доброе» московское правительство каждому автовладельцу дарит 370  тыс. рублей. Благодетели. Верим? Бывший заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский как-то обмолвился, что сегодня себестоимость одного места – от 150 тыс. рублей. Независимые же эксперты, как один, заявляют, что красная цена машиноместа (исходя из  себестоимости строительства) в  таком паркинге  – от  силы 100  тыс. рублей. Откуда взялись 350  тыс., как и  приведенные выше «мэрские» расчеты, даже гадать не станем – и так ясно. Очень хочется всем денег.ТЕРЯЮТ, НЕ ЗАРАБОТАВОбидно, что попытки загнать москвичей в светлое гаражное будущее ведутся не  только вопреки желанию самих автовладельцев, но  и  в  ущерб бюджету. Ведь еще три года назад более 7 тыс. плоскостных автостоянок (на  них машины располагаются под открытым небом, навесами или в  одноэтажных гаражах), где хранятся автомобили более чем миллиона москвичей, по  сути, объявлены вне закона. Город приостановил (не продлил, разорвал) все договоры аренды с автостоянками и гаражными кооперативами. В итоге миллион жителей столицы, аккуратно платив-Пока все попытки загнать москвичей в светлое гаражное будущее ведутся не только вопреки желанию автовладельцев, но и в ущерб бюджету города.ших за  аренду, остался ни  с  чем. Бюджет теряет на этом миллионы рублей – какая ерунда! Просто властям потребовалась эта земля  – чтобы построить здесь «народные гаражи». Хотя понятно, что на большинстве участков город соберется строить еще не скоро, а коегде вообще не будет. – Взять, к примеру, программу реконструкции территорий, занятых ЛЭП,  – возмущается руководитель городского союза автомобилистов Михаил Рубинштейн. – Когда ее утвердили, было приказано освободить землю от  автостоянок. Но  вскоре разразился кризис, программу заморозили. Однако вернуться на прежние места автовладельцам не разрешили. В общем, власть упорно гнет свою, давно кривую линию, на деле лишь загоняя проблему вглубь. Поэтому ожидать, что ситуация с парковками и машиноместами в  мегаполисе разрешится, похоже, не  приходится. Впрочем, это, к  сожалению, касается и  других крупных городов России.На правах рекламы