22
23
24
25
26
27
28
LADA GRANTA АВТОМОБИЛИ | ПРЕМЬЕРАОНА СТОИТ22За рулем 06/2011 220 ТЫСЯЧ!Машина с такой расчетной ценой заслуживает максимально подробного представления. А кто сделает это лучше ее родителей? Антон Чуйкин отправился в Тольятти, чтобы из первых рук получить информацию о проекте «Гранта», стартующем на АВТОВАЗе в конце года. Фото Георгия Садкова.За рулем 06/201123 | ПРЕМЬЕРА LADA GRANTAБлик на заднем бампере выдает временное исполнение. Серийную «Гранту» в комплектации «Стандарт» снабдят некрашеными бамперами с тиснением.Секция во внутреннем углу фары – габаритный свет и дневной ходовой огонь с лампой 21 Вт, автоматически включающийся с пуском двигателя. «Гранта» строго выполняет ПДД.Специально для «Гранты» разработан новый шрифт. Он будет использован и на других моделях.…и это утверждение относительно модели, которая в первом поколении встала на конвейер 41 год назад, не нуждается в доказательствах. Против «Жигулей» масса аргументов, резервы конструкции исчерпаны до дна. Довод «за» единственный, но очень весомый: хороший спрос, обусловленный беспрецедентно низкой ценой. Только в прошлом году более 100 тысяч покупателей – больше, чем у любой другой модели «Лады»! Терять столь мощный пласт потребителей автозавод не намерен. А значит – см. подзаголовок. Вот-вот «семерка» последует путем модели 2104 к новому месту производства – в Ижевск (выпуск 2105, кстати, прекращен вовсе). «Классической» теме мы посвятим специальный проект на страницах ЗР. А сейчас сформулируем техзадание на новый автомобиль, который должен сменить заднеприводные «лады»: нужна машина ценой до 300 тысяч рублей – современная,«КЛАССИКЕ» НУЖНА ЗАМЕНАпросторная, доступная. Эти три ключевых слова нам не раз повторяли в Тольятти. Попутно ей предстоит навести порядок в модельном ряду ВАЗа, стать достойным сменщиком седанов «Калина» и «Самара». Чтобы в сегменте В не только не потерять клиентов, но и приобрести новых.ВЫБИРАЕМ ПЛАТФОРМУРаботу начали в 2008 году, когда у проекта еще не было имени «Гранта», а только индекс 2190 и просочившееся в прессу наименование low cost («низкая стоимость» в переводе с английского). Рабочая группа анализировала три платформы: «классическую», «Самара» и «Калина». От первой отказались в силу ее возраста. Из двух оставшихся выиграла «Калина» – по нескольким параметрам. Она более современная (читай: с хорошим резервом по безопасности). У нее лучше геометрические параметры: не все знают, что у «Калины» самыйпросторный салон в семействе ВАЗ, в который спереди «садятся» манекены так называемого 98-го перцентиля, а сзади – три 95-го (проще говоря, за руль не поместятся только 2% мужчин нашей страны). Ее проектировали с использованием цифровых технологий, а значит, можно сэкономить время и средства, строя на этой базе новую машину – также «в цифре». Наконец, производство «Калины» сегодня загружено не полностью. В первую очередь недобирают именно седанов, которых первоначально планировали продавать до 50% от всех 220 тысяч, а сейчас делают лишь четверть из годовой программы около 150 тысяч. Прибавьте современное оборудование, закупленное для «Калины», и согласитесь, что именно эта платформа соответствует трем ключевым словам. Разработчикам остается договориться, что они не просто экономят, но улучшают, оптимизируют существующую конструкцию. В этом проекте24За рулем 06/2011 внимание уделяли каждой мелочи, буквально считали копейки и дотошно требовали высокое качество. Впер­ вые, признаются участники проекта, на АВТОВАЗе реализован такой подход.22 МЕСЯЦАСтолько предусматривал график работ от момента окончательного определе­ ния концепции и окончания дискуссий до начала серийного производства. Которое стартует по плану – в конце этого года. Сегодня автомобиль ценой от 220 тысяч рублей (маркетологи настояли: не более 20% сверх цены «классики»; уложились в 10%) практи­ чески готов. Время знакомиться! Геометрия средней части кузова осталась без изменений. Увеличенная на 6 мм база – следствие большего кастора (угол продольного наклона оси поворота колеса), что вместе с более жестким стабилизатором поперечной устойчивости должно положительно повлиять на управляемость. Сразуотметим, что ради этого установили и отрицательный развал задних колес, отчего их колея расширилась на 16 мм. «Калину» незаслуженно вос­ принимают как маленький и тесный автомобиль, хотя на самом деле упрек­ нуть в этом можно разве что багажник. Конструкторы увеличили задний свес на 150 мм и получили багажный отсек в 480 л (результат замеров одноли­ тровыми кубиками по методике VDA; полезный объем, который ЗР прове­ ряет кубиками объемом 4 и 8 л, будет несколько меньшим). Чтобы машина выглядела пропорционально, удли­ нили и передний свес, попутно решив несколько технических задач – напри­ мер, отодвинули рамку радиатора, упростили конструкцию и смягчили температурный режим в подкапотном пространстве. У «Гранты» будет три комплекта­ ции – «Стандарт», «Норма» и «Люкс» (см. табл.). Видимое отличие пер­ вой – некрашеные бамперы, приСОВРЕМЕННЫЙ, ПРОСТОРНЫЙ, ДОСТУПНЫЙВ КОНСТРУКЦИИ «ГРАНТЫ» ОКОЛО 400 ОРИГИНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ, ИЗ НИХ 260 АВТОВАЗ ПОКУПАЕТ У ПОСТАВЩИКОВ.Передний бампер выполнен заодно с облицовкой радиатора («Стандарт»).На укороченном рычаге коробки вы не найдете кольца блокировки заднего хода. Инженеры выбрали схему попроще, когда для включения заднего хода надо преодолеть сопротивление пружины (как на «самарах»), и попутно снизили вибрации.Юг ДЕМАРШЕЛЬЕ, вице-президент по продуктам и программам АВТОВАЗа «Гранта» идет на смену «классике» и, считаю, начинает менять сам бренд «Лада». Цель в том, чтобы не потерять своего потребителя, остаться в сегменте рынка «около 5000 евро», где мы практически одни. Но параллельно нужно менять имидж нашего бренда, отягощенный старыми моделями. У «Калины» сейчас три кузова: хэтчбек, универсал, седан. Учитывая «классику» и «Самару», мы решили, что седанов у нас слишком много. К тому же фактически все они в сегменте В. Мы хотим оставить три семейства: практичные семейные «Гранта»-седан и -хэтчбек (полноразмерный, почти универсал); молодежные, отчасти спортивные и городские «Калина»-хэтчбек и -универсал (рестайлинг в 2012 году); «Приора». Это сегмент В. А в сегменте С предложим в начале 2012-го машину RF90 (на платформе универсала «Логан MCV». – А.Ч.) Никаких компромиссов в вопросах качества! Считаю, что лучше немного подождать с запуском новинок, но достичь нужного уровня. Планируем продавать «Гранту» по цене от 220 тысяч рублей. При снижении себестоимости надо сражаться за каждый рубль в сотрудничестве с поставщиками. Например, панель приборов, состоящая из четырех, трех элементов… и если вам удается сократить модуль до двух элементов, он становится дешевле. И такая работа – с ковриками, с сиденьями, со всеми обновленными деталями. «Гранта» в трех словах? Это автомобиль современный, просторный, доступный.За рулем 06/201125 | ПРЕМЬЕРА LADA GRANTAэтом передний состоит всего из трех деталей (у «Калины» – девять; вот пример оптимизации и удешевления конструкции). Кузов получился легче, чем у «Калины», примерно на 5 кг, при этом жесткость выше на 14%. Тщательная, до мелочей, проработка конструкции сказалась на обтекаемости – аэродинамический фактор (произведение Сх на площадь поперечного сечения) «Гранты» уже в начальной комплектации лучше на 6,3%. Для автомобилей приготовлены три варианта двигателей 1,6 л: с 8, с 16 клапанами и с так называемой облегченной шатунно-поршневой группой для версий «Норма» и «Люкс» (мощность 90 и 98 л.с.). Все снабжены электронной педалью газа и соответствуют Евро-4. Собственно, все модели ВАЗ переходят на новый экологический стандарт в ближайшие полгода, и, например, «электронный газ» уже с января прописался на серийных «калинах». Начальная комплектация «Гранты» избавлена от электроусилителя рулевого управления – другого глагола и не подберешь, поскольку на прежних «калинах» этот узел вызывал множество нареканий из-за нестабильной работы (редакционную машину это не обошло стороной: руль прикусывает в некоторых поворотах). А главное – зачем усиливать руль, который от упора до упора делает почти четыре оборота?! Он и так легкий – потому что «длинный», с большим передаточным отношением. По примеру «логанов» усилитель появляется в комплектациях «Норма» и «Люкс» с меньшим передаточным отношением рулевого механизма: баранка делает 3,1 оборота. Поставщик – корейская компания Mando, которая ныне поставляет усилители на 70% «калин» и обеспечивает хорошее качество (ЗР, 2011, № 2). Завершим обзор ходовой части тормозами. На всех «грантах» передние диски вентилируемые. На дорогой версии появятся АBS и Brake Assist. От платформы, которую «Гранта» делит с «Калиной», переходим к тому, что на этой платформе установлено, а именно – к оригинальному салону. Панель приборов собрана из 39 деталей (сравните с 52 деталями у «Калины»; новая конструкция и дешевле, и стыков, то есть возможных источниковРЕЦЕПТ ЭКОНОМИИ: СОКРАТИ ЧИСЛО ДЕТАЛЕЙ, УВЕЛИЧЬ ОБЪЕМ ПОСТАВОК – ТОГДА НИЗКАЯ ЦЕНА И ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО БУДУТ СОПУТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГУ.Рисунок дает представление о полностью оригинальном интерьере. Мы в салоне «Люкс+», о чем свидетельствует экран навигатора между тахометром и спидометром. В интерьерах «Стандарта» и «Люкса» на момент подготовки материала были еще установлены рули и комбинации приборов «Калины». Круглые дефлекторы напоминают о «Логане».26За рулем 06/2011 КОМПЛЕКТАЦИИ LADA GRANTA ПОКА НЕ ПРИГОДИЛОСЬВ самом начале проекта рабочей группе предложили выдвигать любые, самые невероятные идеи – как снизить себестоимость, от чего отказаться? Из набранных 588 способов сэкономить отобрали сначала 111, потом отсев провели еще и еще раз… Среди непринятых идей есть очень любопытные: упразднить противосолнечный козырек пассажира; закрепить намертво его кресло; избавиться от обивки багажника; регулировать зеркала вручную снаружи; удалить механизм опускания задних стекол; убрать запаску. Они не прошли – ведь согласно техзаданию «Гранта» ни в чем не должна уступать «классике». Но если поставить цель сделать самый дешевый автомобиль в мире… ОборудованиеБЕЗОПАСНОСТЬ Инерционные ремни безопасности Инерционные ремни с преднатяжителями Подушка безопасности водителя Подушка безопасности переднего пассажира Подголовники задних сидений ABS + Brake Assist ЭКСТЕРЬЕР Бамперы неокрашенные Бамперы в цвет кузова Диски колес штампованные, 13‑дюймовые Диски колес штампованные, 14‑дюймовые Диски колес литые, 14‑дюймовые Молдинг решетки радиатора Молдинги дверей Зеркала наружные, окрашенные в цвет кузова Рамки дверей черные ИНТЕРЬЕР Обивки дверей с декоративными вставками Раздельное заднее сиденье (40:60) Облицовка порогов пола Уплотнители порогов пола Контейнер для очков КОМФОРТ Рулевая колонка с регулировкой по высоте Электроусилитель руля Передние электростеклоподъемники Задние электростеклоподъемники Стекла бесцветные Стекла атермальные Поручни, 3 шт. Воздушный фильтр салона Климатическая система с кондиционером Электропривод и обогрев наружных зеркал Обогрев передних сидений Электропривод замка багажника ЭЛЕКТРОНИКА Центральный замок Бортовой компьютер Функция охранной сигнализации Дистанционное управление замками дверей и крышки багажника Аудиоподготовка Аудиосистема«Стандарт» «Норма» «Люкс» 1,6 л, 8 кл., 1,6 л, 8 кл., 1,6 л, 16 кл., 80 л.с. 90 л.с. 98 л.с. + – – – – – + – + – – – – – – – – – – – – – – – + – – – – – – – – – – – + – + – + – – – – + – + – + – – – + – – – – + + + – + – – + – – – + + + + – + – – + + + + + – + – – + + + + + + + + + + + + + + – + + + + + + + + + + + – +В комплектации «Стандарт» заднее сиденье без разъема; между подушкой и спинкой скрываются петли «изофикс»; все три ремня трехточечные. Не хватает только подголовников, которые доступны в исполнении «Люкс» (справа). Здесь сиденье складывается в пропорции 40:60. На переднем плане – комплектация «Люкс», отличающаяся внешне молдингами, зеркалами, колесами (см. табл.).шума, в ней меньше). Известная проблема «Калины» – вибрации руля. Ее решили, сместив частоту собственных колебаний конструкции относительно оборотов холостого хода. Результат этого и других мероприятий – упрощенная «Гранта» пусть ненамного, но лучше «Калины» в части шумовой нагрузки. При том, что руль стандартной машины лишен регулировки по высоте, удалось найти его положение, удобное большинству водителей. Отчасти помогли сиденья, в которых прежними остались разве что точки крепления.Ответ дает таблица комплектаций: в стандартной комплектации нет уже привычных по другим «ладам» электропакета и кондиционера, тонированных стекол и усилителя руля, АBS и подушек… Стоп, а как же безопасность, спросите вы? Разработчики поясняют: автомобиль соответствует принятым в России с этого года европейским нормам безопасности, которые и не снились «классике». Речь, в частности, о фронтальном ударе с 56 км/ч со смещением. Компьютерные модели били сотни раз, программа физическихЧЕГО В НЕЙ ТОЛЬКО НЕТ!ударов на момент подготовки материала еще не была завершена, но предварительные результаты вселяют уверенность: нормы выполнимы без подушек! Собственно, то же касается ABS: система полезна, но не обязательна в России (а экспортировать «Гранту» не собираются), главное – обеспечить требуемое замедление. То есть где закон позволял экономить – авторы проекта этим воспользовались. Но свято соблюдали букву правил: так, на «Гранте» впервые в практике АВТОВАЗа появились крепления «изофикс» сзади, за что создателям машиныЗа рулем 06/201127 | ПРЕМЬЕРА LADA GRANTAне раз скажут спасибо молодые отцы, которым не придется обматывать современные детские кресла ремнем. В трех исполнениях «Гранта» займет диапазон 220–300 тысяч рублей (в сегод‑ няшних ценах). Планируется и еще одна комплектация: «Люкс+». Боковые подушки, система стабилизации, двухси‑ стемный навигатор, датчик дождя, парк‑ троник и даже – почему нет? – автома‑ тическая коробка. Когда? Этому вопросу стоит посвятить отдельную главку. Размеры «Лады-Гранта» в сравнении с «Калиной». В мае «Гранту» рассекретили, показав официальным лицам и журналистам. В июле потрогать ее сможет каждый автозаводец – на празднике 45‑летия АВТОВАЗа она будет одной из главных фигур. В августе состоится официальная премьера на Московском международ‑ ном автосалоне – тогда же планируют определиться с ценами разных испол‑ нений. Наконец, в конце года стартует производство и первые «гранты»ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМв исполнениях «Стандарт» и «Норма» обретут хозяев; в начале 2012‑го при‑ дет черед «Люкса». Что касается версии «с плюсом» – это дальнейшее развитие проекта, как и возможный рестайлинг. А в 2013 году завод обещает хэтчбек «Гранта»; в отличие от кургузой «Калины», он задуман полноразмер‑ ным, с большим задним свесом, и отча‑ сти исполнит запросы на универсал. Но это планы завода… А как насчет ЗР? Понятно, что «Гранту» мы намерены исследовать со всем воз‑ можным вниманием. От первого тест‑ драйва до длительных эксплуатацион‑ ных испытаний. Она только начинает долгое путешествие по страницам ЗР: следите за нашими публикациями! Этот материал помогли подготовить сотрудники АВТОВАЗа: Олег ГРУНЕНКОВ, директор проекта «Семейства автомобилей Lada 2190 и Lada Kalina»; Дмитрий ДУДАРЬ, заместитель главного конструктора; Андрей ЗАХАРОВ, начальник управления дизайна; Игорь БУРЕНКОВ, директор по внешним связям. Спасибо!Багажник ощутимо больше, чем у «Калины», но часть объема отнимут большие кронштейны петель, заменившие компактный параллелограмм.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база колея спереди/сзади Объем багажника, л Снаряженная/полная масса, кг Максим. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км ДВИГАТЕЛЬ Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин ТРАНСМИССИЯ Тип Коробка передач ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Подвеска: спереди/сзади 4260/1700/ 1500/2476 1430/1426 480 1040/1515 165 А95/50 7,3 спереди поперечно Р4/8 1596 59,5/81 5200 120 2500–2900 передне­ приводная М5 типа «Мак­ Ферсон»/ упругая поперечная балка реечное 220 000*(седаны Lada в комплектации «Стандарт»; по состоянию на май 2011 года)Granta Kalina4040/1700/ 1500/2470 1430/1410 400 1080/1555 160 А95/50 7,8 спереди поперечно Р4/8 1596 59,5/81 5200 120 2500–2900 передне­ приводная М5 типа «Мак­ Ферсон»/ упругая поперечная балка реечное с электро­ усилителем 271 500Samara4330/1650/ 1402/2460 1400/1370 445 1000/1425 160 А95/43 7,6 спереди поперечно Р4/8 1596 59,5/81 5200 120 2700 передне­ приводная М5 типа «Мак­ Ферсон»/ упругая поперечная балка реечное 280 90021074145/1620/ 1446/2424 1365/1321 379 1060/1460 150 А95/39 8,5 спереди продольно Р4/8 1568 53,5/73 5300 116 3750 задне­ приводная М5 на двойных поперечных рычагах/ зависимая (мост) червячное 199 900ГРАНТ НА ОБРАЗОВАНИЕ(личное мнение А. Чуйкина)В этой публикации мы избегали эмоций, предоставив слово раз‑ работчикам машины. Но не могу не поделиться тем приятным ощущением, которое оставил визит на АВТОВАЗ. На заводе, который обычно смотрел на коллег, конкурентов и уж тем более журналистов сверху вниз, «вдруг» научились слушать и слышать потребителей. Впервые, цитирую по памяти одного из авторов проекта, разработ‑ чики «определяли технические свойства будущего автомобиля, анализируя желания клиентов». А я впервые увидел, что в Тольятти позитивно воспринимают чужой опыт, учатся на нем, причем учатся на «отлично». В 2005‑м, помню, рассказ взахлеб о «Логане» в лучшем случае не понимали… Ну и уж раз зашла речь, выскажу три замечания «Гранте». Ей, счи‑ таю, нужны: – ручка изнутри крышки багажника. Там как раз нет обивки, велик риск порезать пальцы о край штамповки; – мощная защита двигателя, просчитанная конструкторами на пред‑ мет безопасности и теплового режима мотора; пусть она будет опцией, но сделанной по чертежам завода; – три подголовника сзади во всех комплектациях. Согласен обхо‑ диться на дешевом авто без подушек: в конце концов, главное при фронтальном ударе – ремень, сам в этом убеждался. А вот при наезде сзади шею оберегают только подголовники. 28За рулем 06/2011Рулевое управление Рекомендованная цена, руб.*Предварительные данные.