196
197
198
199
БЕЗОПАСНОСТЬ | НА МЕСТЕ ПАССАЖИРАСКИТАНИЯ АВТОБУСАЧитатели неоднократно рассказывали о древних междугородних автобусах: словно призраки, носятся они по дорогам, нарушая все возможные правила. В шкуру пассажира влез Сергей Смирнов.К ЮГУ!Больше всего нареканий было на авто‑ бусы южного направления, идущие в Ростов‑на‑Дону и далее в республики Северного Кавказа, а также на Вол‑ гоград и Астрахань. Но так далеко я не стал забираться, ограничился маршрутом Москва – Воронеж. Пас‑ сажиропоток здесь самый большой, конкурирует множество перевозчиков. В Интернете нашел не только инфор‑ мацию о ежедневной отправке десят‑ ков (!) автобусов в этом направлении, но даже заказал электронный билет. На сайте было указано также место, где меня будет ждать «современный комфортабельный автобус иностран‑ ного производства», – Кожевниче‑ ская улица, недалеко от Павелецкого вокзала. Реклама не обманула! Вдоль улицы выстроились шесть вполне современных машин: «Неоплан», «Скания», «Мерседес»… Правда, пло‑ щадку, где они стояли, трудно назвать автовокзалом – автобусы явно загро‑ мождали неширокую улицу. Говорят, дислокация пункта отправления перио‑ дически меняется: раньше машины стояли на площади у вокзала, затем съехали на Кожевническую. А что поделаешь? Единственный официаль‑ ный автовокзал столицы расположен в неудобном месте (Щелковское шоссе), перегружен, сторонних перевозчиков туда не пускают. Но спрос на перевозки огромный! Московские власти решают проблему привычно: гоняют время от времени перевозчиков с насиженных мест, и они переезжают куда‑нибудь неподалеку, стараясь не растерять пас‑ сажиров. Конечно, о стихийных мини‑ вокзалах чиновникам известно, только совсем ликвидировать их не спешат. Смею предположить, что лояльность властей заложена в стоимость билетов. «Мой» автобус «Неоплан» (пусть не новый, но чистенький) стоит первым. Водитель проверил билет, квитанцию «Народный» автовокзал на Кожевнической улице рядом с Павелецким вокзалом.196 За рулем 06/2011 Салон комфортабельный, однако полупустой.об оплате и попросил… назвать номер паспорта. Сам документ его не интере‑ совал. Однако паспорта проверяли трое полицейских – они гуляли вдоль «пер‑ рона». Правда, только у подозритель‑ ных (с их точки зрения) лиц. Я демон‑ стративно принялся снимать служивых мобильником – они сразу стушевались, сели в машину и уехали… Видимо, проверка «соблюдения паспортного режима» именно в это время не входила в их прямые обязанности. А вот о чем я не подумал зара‑ нее – сходить в туалет перед длинной дорогой! На импровизированной «автостанции» его, естественно, нет, ближайший – на Павелецком вок‑ зале, до него минут пятнадцать, потом назад… Ладно, скоро тронемся, а в авто‑ бусе, если верить рекламе, есть биотуа‑ лет. Потерплю. Тронулись строго по распи‑ санию. Пассажиров в 50‑местном салоне немного, всего полтора десятка человек. Я подергал ручку туалета – закрыто! Через час, когда автобус уже катил по Московской области, терпе‑ ние мое подошло к концу. Водитель сжалился – остановился у ближайшей АЗС. По старой русской традиции на двери уборной меня встретила табличка: «Не работает»! Следуя той же традиции, я направился к лесочку…На правах рекламыЗа рулем 06/2011 197 | НА МЕСТЕ ПАССАЖИРАОстановка в пути – полчаса, времени хватит, чтобы спокойно пообедать. Желающие могут принять душ. Банные принадлежности продаются здесь же. Площадь перед вокзалом Воронежа. В отличие от Москвы, автобусы стоят здесь легально. Соседи по салону объяснили мне, что туалеты в автобусах практически всегда законсервированы, а «плановые остановки» положены через каждые 2,5–4 часа. Такой график выдержит не каждый. Да и на остановке чаще всего ждет деревянное строение «типа сортир». Но автобусы у нас все равно современные! Почему люди выбирают автобус? Ведь в тот же Воронеж и поезд ходит, и самолет летает… – Мне вообще-то удобнее на поезде, – говорит студентка Елена. – Только на транзитный билетов не достать, особенно летом, а воронежский отправляется поздно вечером. На автобусе быстрее выходит. – Именно поэтому мы и едем на автобусе! – вступает в разговор Евгений. – Они каждый час отправляются, свободные места всегда есть. Да и дешевле. Это – главное: билеты на автобус действительно самые дешевые. От Москвы до Воронежа – 700 рублей. Плацкартный билет на поезд стоит 1200, в купе – больше 2000 рублей. Даже сидячее место обойдется дороже – в 750 рублей. При этом на дорогу уйдет 13 часов. Про самолет и говорить нечего. Так что на коротких дистанциях (примерно до 1000 км) у автобуса реальных конкурентов нет. На южном направлении популярностью пользуются и более длинные маршруты. На стоянке поговорил с водителем автобуса Москва – Нальчик. Билет стоит 2500 рублей, в пути – сутки. Заглянул в окна автобуса – свободных мест почти нет… жесточайшая. В одном из автобусов мне даже предложили уехать со скидкой – всего за 500 рублей. Пришлось согласиться. В кассе (в ее роли выступал микроавтобус) у меня спросили фамилию, имя и зачем-то дату рождения. Доставать паспорт не потребовалось. Никто не поинтересовался и моим багажом. Дорога домой прошла в таком же спокойном и безопасном ритме (водитель, как и вчерашний, ПДД не нарушал, ехал быстро, но в пределах Правил). Разве что сиденья в этом автобусе корейского производства стояли теснее и к концу поездки затекли ноги. Но через обещанные восемь часов я уже был в столице. С одной стороны, впору сказать, что рейд провален: разбитых и разваливающихся автобусов на междугородних маршрутах я не увидел (соседи-пассажиры подтвердили мои наблюдения). Оказались безосновательными и слухи о лихачестве водителей, по крайней мере – на отдельно взятом маршруте. Вот с проверкой личности пассажира и багажа дела обстоят хуже. При желании на борту можно провезти любой, в том числе запрещенный, предмет. В отличие от аэропортов и вокзалов, никаких тебе проверок и досмотров.ЧТО ПОЧЕМПРИЮТИТЕ ЧАСТНИКОВ!Воронеж встретил меня дождем и невежливыми водителями: по пути в гостиницу пару раз чуть не задавили на пешеходных переходах. На следующий день отправился на железнодорожный вокзал. Нет, я не изменил «белой гончей», просто междугородние автобусы отправляются с привокзальной площади, хотя есть в городе и автовокзал. Так удобнее пассажирам и перевозчикам: они гарантированно найдут друг друга. Власти тоже не возражают. И здесь я не нашел ни одного старого автобуса-развалюхи, на площади стояли три белоснежных междугородника. У каждого женщины-зазывалы приглашали желающих отправиться в Москву. Оказалось, в городе подобными перевозками занимается несколько компаний, конкуренция между ними198 За рулем 06/2011   Пусть не новые, но комфортабельные  модели, похоже, навсегда заменили старые  ЛАЗы и «икарусы».Но это не единственная проблема.  «Неофициальные» автовокзалы возникают не где попало, а в тех местах,  где они нужны пассажирам. Людям  надо ехать в Воронеж, Саратов, Дербент – и коммерсанты готовы предложить им вполне современные автобусы  (проблема биотуалетов разрешима!).  Из цепочки явно выпадают городские  власти, которые теоретически должны  организовать хотя бы временные  площадки для стоянки, коль скоро  в столице практически нет автовокзалов. Но в департаменте транспорта  и связи правительства Москвы мне  сказали, что им неизвестны (!) места  стоянки междугородних автобусов,  ведь официальными автовокзалами  они не являются. Между тем минивокзал угнездился… в подвале жилого  дома на Дубининской улице, а протесты и обращения жильцов, чей  двор заполняет разношерстная толпа,  остаются без ответа. Зато в планах  мэрии – построить в ближайшие пять  лет сразу десять (!) автовокзалов, ведь  они городу «жизненно необходимы».  Кто бы стал спорить! Но возвести их  обещают уже много лет, а воз, то бишь  междугородний автобус, по-прежнему  ютится под Новоспасским мостом.  Впрочем, к моменту выхода журнала он  может переехать на новое место.  На правах рекламы