Новая реальность
Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автомобильный патриотизм: за что мы любим АВТОВАЗ, а японцы — Тойоту?

Практически все без исключения мировые автопроизводители лидируют по продажам на своих домашних рынках. Наряду с мерами господдержки и развитостью дилерских сетей не последнюю роль в этом играет лояльность покупателей. Во многих странах пример автомобильного патриотизма подают первые лица государства, выбирающие машины национальных брендов.
Полная версия

Кей-кары – вне конкуренции

Как показывает статистика, отечественные автопроизводители являются лидерами продаж практически во всех странах с собственной автомобильной промышленностью. А самой патриотичной автодержавой является Япония, где, согласно данным Японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), национальные бренды занимают свыше 95% местного авторынка. Гегемония местного автопрома в Стране восходящего солнца объясняется, прежде всего, разнообразием отечественных марок, которых насчитывается более десятка. Только на долю Toyota приходится 30% всех продаж, около 17% рынка занимает Honda и 12% – Suzuki.

По словам PR-менеджера «Сузуки Мотор Рус» Ксении Гребенкиной, на внутреннем авторынке Японии очень популярны так называемые кей-кары – маленькие автомобили с двигателем до 660 куб. см. Кроме японских производителей их больше никто в схожих масштабах не производит. К тому же для покупателей таких машин действуют налоговые льготы. А вот  автомобили премиум-сегмента японцы все же предпочитают иностранные (в основном немецкие), так как это считается более престижным. «Как таковых мер поддержки отечественного автопрома государством не предусмотрено, например, даже ввозная пошлина для иномарок в Японии равна нулю», – рассказала Ксения Гребенкина.

В Корее Hyundai-Kia и SsangYong, согласно данным Корейской ассоциации автопроизводителей (KAMA), захватили около 75% местного авторынка.

В США на «детройтскую тройку» приходится 45% продаж, а лидерами являются General Motors и Ford, свидетельствует статистика WardsAuto Group. Как отмечают в пресс-службе Ford, успех компании в США обусловлен, прежде всего, соответствием продуктов потребностям покупателей. К примеру, абсолютным бестселлером на американском рынке много лет остается пикап Ford F-150, который постоянно совершенствуется.

Ford F-150

Патриотичный выбор

В Европе самые патриотичные автомобилисты живут в Германии и Франции, где каждый второй проданный автомобиль – отечественной марки (доля – 55%). Стоит отметить, что французские PSA Peugeot Citroen и Renault занимают половину домашнего рынка, в первую очередь благодаря выпуску преимущественно массовых автомобилей во главе с Renault Clio и Peugeot 208. А вот в Германии вслед за абсолютным рекордсменом Volkswagen, который занимает более 20% всех продаж, идут премиальные бренды Mercedes-Benz (9%) и Audi (8,5%), гласят данные Федерального транспортного агентства Германии (KBA).

Как говорят в пресс-службе Audi, Германия производит автомобилей больше всех в Европе и при этом больше других их и потребляет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Германии продается много машин местного производства. Импортные пошлины для автомобилей, выпущенных в других странах ЕС, отсутствуют, так что с ними немецкие автопроизводители конкурируют на равных. Для машин, ввозимых из-за пределов ЕС, есть пошлины, но они не такие высокие, как в России, – всего 10%. Никаких особых мер по поддержке потребителей отечественных автомобилей в Германии не предпринимается – налоговые льготы зависят только от экологических параметров автомобиля и объема двигателя. «Потребительский патриотизм так же сильно развит в Германии в том числе и по экономическим соображениям: граждане страны хотят, чтобы их деньги оставались в ней же», – отмечают в компании из Ингольштадта.

По данным проекта focus2move, в Чехии и Румынии национальные бренды Skoda и Dacia контролируют треть рынка, в Италии продукция отечественного автопрома занимает около 30% всех продаж. А вот на автомобильном рынке Великобритании, если не учитывать марку Vauxhall, под которой продаются модели Opel, доля местных марок составляет всего 5%, гласит статистика Британского общества автопроизводителей и автодилеров (SMMT). Дело в том, что исторически автомобильную промышленность этой страны представляют многочисленные производители автомобилей премиум- и люкс-класса – Jaguar, Land Rover, Mini, Aston Martin, Bentley…

Китайцев лишают иномарок

В Китае, где количество отечественных автопроизводителей измеряется десятками, доминируют все-таки иностранные бренды – в основном это автомобили, собранные на СП с мировыми концернами во главе с Volkswagen и General Motors. А доля собственно китайских марок, согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), составляет чуть более 40%.

Фото: Shanghai Jungle

По мнению независимого эксперта по китайским автомобилям Евгения Межова, в дальнейшем эта доля будет расти, как за счет того, что китайские преимущества (низкая стоимость рабочей силы и комплектующих) постепенно сходят на нет, так и за счет дальнейшего развития национальных автопроизводителей, таких как Chery, Geely и Haval. Что касается льгот, в Китае поощряется покупка автомобилей с двигателем объемом менее 1,6 л, а также электромобилей. Довольно распространены меры поддержки на уровне провинций, вследствие чего в том или ином районе преобладают автомобили местного производства.

«”Иностранное” для китайцев – это обычно нечто лучшее по качеству и, безусловно, признак более высокого статуса владельца. Поэтому иностранные модели автомобилей по-прежнему  преобладают, особенно в крупнейших мегаполисах. Тем не менее необходимо отметить, что всевозможные льготы и преференции почти не касаются импортных иномарок. Поэтому, вероятно, соотношение продаж иностранных и отечественных автомобилей в ближайшие 3-5 лет составит 50 на 50. Во всяком случае, власти будут к этому стремиться», – рассуждает Евгений Межов.

По его словам, китайские власти весьма эффективно прибегают к манипулированию рынком, и не только автомобильным. Причем поводы используются как экономические, так и политические – например, периодические конфликты с Японией по поводу принадлежности спорных островов или создание сложностей для французских автопроизводителей из-за поддержки Францией Далай-ламы.

Наша Lada

В России под отечественными брендами Lada и УАЗ сегодня продается каждый пятый легковой автомобиль. При этом только на счету АВТОВАЗа – 17% рынка, что обеспечивает ему безусловное лидерство по объему реализации. Между тем доля национальных автопроизводителей на российском рынке с каждым годом неуклонно снижается – в 2000 году она составляла 95%, а уже в 2006-м иномарки преодолели символическую отметку в 50% рынка. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, снижение доли отечественных производителей на рынке объясняется тем, что в России теперь представлены почти все мировые автоконцерны – потребителям есть из чего выбирать, и не всегда этот выбор они делают в пользу российских машин.

«В то время как АВТОВАЗ предлагал автомобили, которые популярны, главным образом, за пределами крупных мегаполисов, в стране появлялись заводы глобальных производителей. В итоге доля рынка Лады постепенно уменьшалась. Мощности предприятий по сборке иномарок сейчас превышают максимальную мощность АВТОВАЗа. К тому же продукция российского концерна не так популярна на ведущих рынках страны (Москва и Санкт-Петербург, в первую очередь) в отличие от региональных. Только сейчас у АВТОВАЗа видна более-менее внятная стратегия развития, тогда как раньше, пока ее не было, позиции Lada было легко пошатнуть», – констатирует генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

В целом доля отечественных марок на домашних рынках во многом определяется историей автомобильной промышленности в каждой отдельно взятой стране, а также количеством крупных национальных производителей по сравнению с емкостью рынка.

Кроме того, на позиции автопрома в родной стране немаловажное влияние оказывают меры государственной поддержки и усилия самих производителей по продвижению своих брендов. По словам Михаила Чаплыгина, маркетинговая политика выступает важным фактором в европейских странах. К примеру, в Германии некоторые футбольные клубы являются носителями брендов местных автопроизводителей: в Вольфсбурге это Volkswagen, в Штутгарте – Mercedes-Benz. 



Что касается потребительской лояльности к местным маркам, то во многом она подкрепляется удобством покупки и дальнейшего обслуживания таких автомобилей, ведь наиболее развитую дилерскую сеть автопроизводители имеют в собственных странах. «Конечно, трудно убедить клиента, что ради сервиса он должен ехать за сотни километров от дома. Audi уже отметила столетие бренда, а некоторые производители вышли на рынок сравнительно недавно. Они не успели сформировать столь же плотную сеть продаж и сервиса – в Германии у Audi 1387 дилерских и сервисных пунктов», – рассказали в компании из Ингольштадта. А вот в Китае, по словам Евгения Межова, развитость дилерской сети не играет особой роли при выборе марки автомобиля – обилие частных мастерских сводит это фактор к минимуму.

Машина как у президента

Значительную долю продаж на внутреннем рынке обеспечивают корпоративные и государственные закупки, причем в последнем случае это зачастую регламентировано на государственном уровне. По словам генерального директора Lifan Motors Сунь Цзэцзюня, в Китае сегодня прекрасное время для местных автопроизводителей получить госзаказ. На бренды совместных предприятий приходится около 70% государственных закупок в этой стране, до этого было 80%. Но в последние годы китайское правительство делает акцент на поддержке национальных автопроизводителей, и органам государственной власти было указано работать с китайскими брендами.

Вместе с тем представители власти негласно подают пример «покупай отечественное». Впрочем, популяризация местных автопроизводителей чиновниками может восприниматься рядовыми гражданами весьма скептически, полагает Дмитрий Баранов. «Во-первых, многие понимают, что часто такие машины делаются по специальному заказу и имеют мало общего с серийным автомобилем. Во-вторых, зачастую отношение в обществе к чиновникам весьма критическое, и использование ими машин определенной марки может оказать скорее негативное воздействие, чем подтолкнуть потребителя к приобретению такой же модели», – рассуждает эксперт.

Как бы то ни было, практически во всех странах с собственным автопромом первые лица государства предпочитают ездить на автомобилях отечественных марок. Так, президент США Барак Обама передвигается на бронированном семиместном седане Cadillac One, премьер-министр Японии Синдзо Абэ – на Toyota Century, а его британский коллега Дэвид Кэмерон – на  Jaguar XJ Sentinel. Председатель КНР Си Цзиньпин использует лимузин FAW Hong Qi HQE, а вот в гараже президента Франции Франсуа Олланда находится почти серийный хэтчбек Citroen DS5. Канцлер Германии Ангела Меркель предпочитает пользоваться почти стандартным седаном Audi A8L с удлиненной колесной базой. «Канцлер и другие высокопоставленные чиновники могут выбирать любую модель, в том числе и наших конкурентов, и то, что госпожа канцлер предпочитает бренд с четырьмя кольцами, – безусловно, очень лестно», – комментируют в пресс-службе Audi.

Российский президент Владимир Путин, как известно, передвигается на бронированном Mercedes-Benz Pullman S600, однако уже несколько лет ведется разработка отечественного президентского лимузина, который должен быть представлен на инаугурации в 2018 году. В рамках проекта «Кортеж» планируется создать целую линейку автомобилей для первых лиц государства и чиновников, включающую представительский седан, а также вседорожник и минивэн, которые могут использоваться в качестве машин сопровождения.

Покупай отечественное!

Между тем Владимир Путин за время своего президентства смог покататься на всех последних новинках АВТОВАЗа. Так, в 2010 году он преодолел около 2 тысяч км по только что открытой федеральной трассе от Хабаровска до Читы за рулем Lada Kalina. В 2011-м во время визита на АВТОВАЗ глава государства проехался на Lada Granta, а прошлой осенью прибыл на заседание дискуссионного клуба «Валдай», который проходил в Сочи, з а рулем нового седана Lada Vesta. Кстати, на автомобили этой модели АВТОВАЗ намерен пересадить многих российских госслужащих и уже разработал новую представительскую версию седана Lada Vesta Signature с удлиненным кузовом. Первыми автомобили Lada Vesta в свои автопарки получили чиновники Тольятти, Самарской области и Удмуртии. Интерес к вазовским новинкам проявляют власти и других российских регионов – в частности, Санкт-Петербурга и Чечни.

Как считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, это позитивный фактор для АВТОВАЗа, но только не прямой, а опосредованный. «Если завод начнет изготавливать автомобили для чиновников и правительства, то он неизбежно повысит качество сборки и контроля готовой продукции. Это, в свою очередь, увеличит надежность всего модельного ряда АВТОВАЗа, и вот тогда можно будет говорить о возможном росте популярности отечественных автомобилей у россиян», – считает эксперт.

Пока же самой популярной моделью у российских госслужащих является Ford Focus российской сборки. Кроме того, в ведомственных автопарках преобладают седаны Ford Mondeo, Toyota Camry, Skoda Octavia, Volkswagen Passat и BMW 525 – все они тоже производятся в нашей стране. Сотрудники МВД и МЧС предпочитают пользоваться вседорожниками УАЗ Патриот и Хантер, а также Chevrolet Niva.

«Все чиновники у нас передвигаются на автомобилях отечественной сборки, но с зарубежными корнями. Например, в Петербурге это Toyota Camry или Ford Mondeo. У единиц остались некоторые модели Volvo или Audi нероссийской сборки. Сейчас для России поддержка отечественного автопрома уже не означает поддержку исключительно завода в Тольятти. Все те производители, которые локализовались у нас в стране, — это такие же российские заводы с местным персоналом, которые приносят налоги в казну местных бюджетов, как и АВТОВАЗ», – резюмирует Михаил Чаплыгин.

 

 

 

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
15.01.2016
Поделиться: