Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Игра в прятки: тайно патрулируем улицы вместе с ГИБДД

Как действуют скрытые патрули ГИБДД, недавно появившиеся на наших дорогах, и надо ли их бояться? Сергей Смирнов отъездил с одним из скрытых экипажей целую смену – и делится своими впечатлениями.
Полная версия

Максим Кадаков, главный редактор

Однажды в Испании, когда в обращении еще были песеты, меня оштрафовали за опасную езду по горной дороге. Причем у двух крепких полицейских, которые на одном из поворотов спешились со своих мотоциклов BMW, не было ни видеокамеры, ни даже радара.Знаете, какой они привели аргумент? «Вас сначала было слышно, а уже потом стало видно!»  Пронзительного визга шин им оказалось вполне достаточно, чтобы причислить меня к опасным водителям. Штраф – сто долларов (в пересчете по курсу на тот момент). И сказали как отрезали: если не согласен, жалуйся, мол, в недельный срок.

Там же, в Испании, меня штрафовали за пользование ясным днем противотуманными фарами (вы тоже частенько так ездите, правда?). А в Германии – за шипованные шины, которые там запрещены. Во Франции – за превышение скорости на 6 км/ч (французы используют не только стационарные камеры фиксации, но и переносные – например, ставят их на мостах над автобанами).

Как-то в Калифорнии остановивший меня полицейский долго читал нотации «за очень громкую езду по городским кварталам». А я не лихачил: скорость была в пределах дозволенного, но на высоких оборотах десятицилиндровый мотор Вайпера рычал так, что птицы слетали с деревьев. Один круг, второй – и нарвался на предупреждение.

Да, грешен. Но сейчас не об этом. За все эти и другие незлостные нарушения меня наказывали обычные патрульные – при всех регалиях и на «боевых» машинах с мигалками. Там дорожные полицейские почему-то не чураются такой работы. У нас же для отлова дорожных хулиганов решили учинить скрытое патрулирование. Идея не нова. В той же Америке это нормальная практика, хотя специфического вида машины (например, 500‑сильные Форды) давно уже знают «в лицо».

А знаете, как работают скрытые патрули на дорогах Германии? Неприметные с виду автомобили оснащены записывающей аппаратурой и секут не только скорость, но и другие нарушения, вплоть до разговора водителя по телефону без использования устройства hands free. Записали на видео нарушение – включают мигалки или зажигают надпись Polizеi за задним стеклом и вынуждают остановиться. От штрафа не уйти.

В общем, не надо ничего выдумывать – достаточно перенять чужой опыт. При должной организации три десятка экипажей только за дневную смену могут отловить по десятку нарушителей на каждого. Итого – триста в день! Даже для такого мегаполиса, как Москва, это немало. Через месячишко пойдет слух, что нарушать небезопасно – глядишь, водители начнут побаиваться поворачивать на светофорах не из своего ряда, перестанут рысачить по обочинам, перестраиваться в туннелях и парковаться на газонах.

Но нет, мы идем своим путем. В Москве скрытым патрулям выдали обычные автомобили Ford Focus (без спецраскраски), устройства связи… и больше ничего! У них даже жезлов нет. И по столице действительно пошел слух, но совсем не тот, на который можно было рассчитывать, – слух о том, что скрытых патрулей можно не бояться, всё равно не поймают. Мы решили это проверить: Сергей Смирнов отъездил с одним из скрытых экипажей целую смену – и делится своими впечатлениями.

Ford Focus скрытого патрулирования ничем не выделяется в потоке.

Глаза светились мальчишеским блеском, когда я напросился в рейд с экипажем ГИБДД, ведущим скрытое патрулирование. Помните итальянский сериал «Спрут», который лет двадцать назад постоянно крутили по телевизору? Тот самый, где полицейские из спецотряда комиссара Каттани неспешно патрулируют улицы на неприметных автомобилях. Но вот по рации поступает тревожный сигнал, водитель одной рукой закидывает мигалку на крышу, другой включает передачу пониже – и полицейская машина летит по узким улочкам Палермо, распугивая окружающих воем сирены.

Примерно так я представлял себе и московское скрытое патрулирование. Сначала внимательное наблюдение, а затем – мигалка, сирена, рев мотора, погоня (а вдруг еще и со стрельбой!), задержание нарушителя и справедливое наказание.

Ловись, рыбка

Усаживаюсь на заднее сиденье неприметного с виду серебристого Фокуса. Таких полицейских машин-«невидимок» в столичной ГИБДД около трех десятков – обычные гражданские автомобили без спецраскраски и сигналов. И внутри ничего такого, что отличало бы их от прочих. Нет даже специальных технических средств – за исключением моего видеорегистратора, который я прилепил на лобовое стекло. И при этом полицейские – в форме! Как же так? Скрытый патруль должен быть неприметным, ведь в этом вся идея. Оказывается, по регламенту инспектор не может нести службу в штатском, даже если ведет скрытое патрулирование. Как в анекдоте про Штирлица: ничто не выдавало в нем советского разведчика, кроме будённовки на голове, торчащей из кармана газеты «Правда» и волочившегося сзади парашюта.

Выбираемся на Третье кольцо. Мимо нас со свистом пролетает лихач. Вот, сейчас начнется! Вжимаюсь в сиденье, подтягиваю ремень безопасности – к погоне готов! Но инспекторы невозмутимы. У них даже жезлов нет, чтобы остановить гонщика. А если и остановят, что ему предъявят? Свои личные наблюдения или запись с моего регистратора?

Въезжаем в Лефортовский туннель, в котором периодически случаются тяжелые аварии. По крайней правой полосе едет белый Volkswagen. Номера грязные, стёкла наглухо тонированы. На наших глазах водитель начинает уходить в крайний левый ряд, где машины двигаются побыстрее. Естественно, через сплошную разметку и не включив поворотник. И снова ничего не происходит: никакого накала страстей, никаких резких движений и криков в матюгальник с требованием остановиться. Инспектор лишь сообщает по рации данные машины ближайшему экипажу ДПС, что стоит на выезде из туннеля. Нарушителя принимают тепленьким. Иду допрашивать нерадивого.

 

Если уж остановили машину, пробивают водителя по всем базам.

– Знаете, почему вас остановили?

– Догадался. Видел, как за мной Focus ехал, а в нем полицейские. Видать, они меня и сдали.

Я же говорил, переодеть вас надо, господа полицейские. Ваши сверкающие бляхи за километр видать. По ходу рейда я несколько раз замечал, как водители намеревались или перестроиться через сплошную, или повернуть из второго ряда направо, но, заметив наш экипаж в полном обмундировании, предпочитали этого не делать.

Мы уже на дублере Ленинградского шоссе. По нему водители часто объезжают пробку в часы пик – как водится, с нарушением правил. Вот, пожалуйста: знак «Движение направо», а таксист уходит налево, на Ленинградку. Сценарий тот же: инспектор передает информацию – и таксиста останавливают буквально через пятьсот метров.

Узнав, что маневр был заснят на камеру, оспаривать нарушение водитель не стал. Помог мой видеорегистратор! Если бы таксист пошел в отказ, доказать его вину было бы невозможно. Хотя, как выяснилось при проверке, и без этого нарушения ему есть что предъявить: четыре просроченных штрафа и отсутствие полиса ОСАГО. За несколько часов нам удалось вывести на чистую воду пятерых нарушителей, трое из них перестраивались через сплошную линию разметки. Задача выполнена?

Патруль припаркованной «невидимки» только ведет наблюдение и передает информацию о нарушителях обычным экипажам ДПС.

Для галочки

По словам главы столичной ГИБДД Виктора Коваленко, за первый месяц работы экипажи скрытого патрулирования зафиксировали в Москве 2755 нарушений Правил дорожного движения. Если предположить, что все тридцать экипажей были в строю, получается около 92 нарушений на каждый. Даже если взять «гражданские» 22 рабочих дня в месяц, статистика смешная: каждый экипаж пресекает за день лишь четыре-пять. И за что выписываются штрафы? Чаще всего – за неправильную тонировку стекол и грязные номера. Неужели это самые злостные нарушения и основная причина страшных аварий? Даже перестроение через сплошную линию разметки – сущая мелочь на фоне дерзких и опасных маневров, совершаемых лихачами, которым море по колено. Скрытому патрулю нечем их зафиксировать, а «настоящий» экипаж ДПС не всегда поблизости – на каждом углу засаду не устроишь. Скрытое патрулирование в нынешнем виде – профанация, оплаченная из кармана налогоплательщиков. Самое большое достижение – увеличение количества выписанных штрафов. Нам обещают, что в этом году машины скрытого патрулирования оснастят необходимыми техническими средствами, позволяющими фиксировать все нарушения, а инспекторам на автомобилях-«невидимках» разрешат работать в штатском. Вот это разговор! Теперь надо подумать о том, как заставить работать по-настоящему обычные экипажи ДПС – чтобы они паслись не только в хлебных местах. А нас тем временем ждет новая инициатива: Минтранс планирует с 1 января 2017 года обязать водителей гужевого транспорта получать права и регистрационные знаки. Уже готов законопроект. Что ж, самое время. Уже прикидываем, кого из редакции отправить в будущую школу кучеров.

 

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Кадаков Максим
Смирнов Сергей
01.02.2016
Поделиться: