Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Льготные автокредиты: новые выгоды и непредвиденные расходы

Программа льготного автокредитования, которая уже не первый год приходит на помощь российскому авторынку, претерпела очередную перезагрузку. Наконец-то, повышен ценовой барьер для участвующих в госпрограмме автомобилей, хотя с учетом недавнего роста цен на выборе моделей это практически не сказалось. Кроме того, изменился расчет финансовых условий по льготным автокредитам, из-за чего заемщикам теперь придется платить с них подоходный налог.
Полная версия

Вдогонку за ценами

Российские власти продлили действие программ стимулирования спроса на авторынке, который пока не показывает признаков восстановления. Одной из наиболее востребованных мер господдержки стали льготные автокредиты, ведь сегодня все меньше потребителей могут позволить себе купить автомобиль за наличные, а без субсидии от государства кредит для них был бы не по карману. При этом в 2016 году Минпромторг обновил условия данной программы, которая теперь распространяется на автомобили не только текущего года выпуска, но и прошлого, 2015-го. По словам участников рынка, это поможет дилерам быстрее распродать прошлогодние остатки.

А главным изменением стало повышение ценового барьера для автомобилей, участвующих в госпрограмме, – с 1 млн рублей в 2015 году до 1 млн 150 тыс. рублей. Напомним, льготные автокредиты выдаются только на покупку машин российского производства, в том числе иностранных марок. В остальном условия программы остались прежними: государство субсидирует две трети ключевой ставки ЦБ (в настоящее время – 11%), первоначальный взнос составляет не менее 20% стоимости автомобиля, срок кредита – до трех лет.

«Цены стремительно растут, и повышение максимальной стоимости автомобиля, который может быть куплен с привлечением субсидированного кредита, до 1,15 млн рублей – это лишь индексация суммы с учетом инфляции. Большинство кроссоверов как не попадали под действие программы, так и останутся за ее рамками, а в сегменте SUV спад продаж весьма значительный, – говорит исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский. – В то же время для более доступных автомобилей программа вновь станет палочкой-выручалочкой, на которой держатся продажи. А с расширением ценового диапазона автомобилей, на которые программа не распространяется, до 1,5 млн рублей ее эффект мог бы стать еще заметнее».

Процент имеет значение

С повышением ценовой планки до 1,15 млн рублей выбор автомобилей в рамках госпрограммы расширился за счет таких моделей, как Kia Optima, Hyundai i40, Ford Mondeo, Ford Kuga, а также более богатых комплектаций Kia Sportage, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta, перечисляет директор управления розничных продаж «Сетелем Банка» Дмитрий Мольков. Однако, по его мнению, вряд ли стоит ожидать существенного перераспределения сил, поскольку основные продажи по льготным автокредитам происходят в сегменте до 800 тыс. рублей.

Между тем рост цен на автомобили в начале года уже заставил покупателей брать в кредит больше денег. К примеру, в «Русфинанс Банке» средняя стоимость кредита и автомобиля повысилась на 3% в сравнении с прошлым годом. При этом наибольшим спросом по субсидируемым кредитам пользуются автомобили марок Kia, Hyundai, Lada, Renault, Volkswagen и Ford, а в модельном зачете лидируют Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Lada Largus и Kia cee’d, гласят данные банков — участников программы.

«Поскольку речь идет все же о массовом сегменте рынка, в котором потребительские свойства автомобилей довольно близки, мы наблюдаем возрастающую роль влияния условий по кредиту на решения потребителей при выборе той или иной марки, – рассказывает Дмитрий Мольков. – Многие автопроизводители в сотрудничестве с банками улучшают базовые условия госпрограммы для своих клиентов. Например, автомобили Hyundai/Kia возможно приобрести по ставке 7,9% непосредственно в кредитном договоре на три года, что существенно лучше типовых условий по госпрограмме. Поэтому можно сказать, что госпрограмма не только поддерживает рынок, но и стимулирует банки и автопроизводителей дополнительно улучшать условия приобретения автомобилей для клиентов».

Налог на льготу

Однако выгодные условия по автокредитам теперь могут обернуться для заемщиков дополнительными затратами. Дело в том, что с 1 января 2016 года Центробанк уравнял ставку рефинансирования с ключевой, в результате чего минимальная ставка по автокредитам, не попадающая под налогообложение, выросла с 5,5 до 7,33%. В свою очередь, это решение повлекло налоговые последствия для заемщиков, которые имеют льготные автокредиты или получат их в будущем. В случае, если размер ставки в кредитном договоре ниже «пороговой величины» в 7,33%, то у заемщиков возникает материальная выгода, а она должна облагаться 13-процентным налогом на доходы физических лиц.

Как поясняет Дмитрий Мольков, подоходный налог будет начисляться с разницы в процентах между ставкой 7,33% и фактической ставкой в кредитном договоре клиента. «По нашим расчетам, сумма налога для большинства таких заемщиков составит 200-500 рублей за год. Сама по себе ситуация неприятная для клиентов и банков, так как у заемщика возникают некие неожиданные обязательства, которые им не предполагались на момент заключения кредитного договора», – сетует он.

Впрочем, на популярность госпрограммы среди заемщиков это существенно не повлияет, полагает заместитель председателя правления «Меткомбанка» Алексей Казак. Ведь налоговый платеж все равно будет меньше выплачиваемых процентов по обычным автокредитам, без льготы от государства.

Скидка от государства

В 2016 году на субсидирование автокредитования правительство выделило 2,3 млрд рублей, еще 9,9 млрд рублей будет направлено на компенсации банкам по льготным кредитам, выданным в 2013 и 2015 годах. По оценкам кредитных организаций, бюджет госпрограммы позволит реализовать по ней примерно столько же автомобилей, сколько и в прошлом году – более 240 тысяч машин. При этом банкиры не исключают, что автокредитов со скидкой от государства может хватить лишь до осени, однако рассчитывают на дальнейшее продление программы.

По словам Алексея Казака, на размер возмещения субсидий прямо пропорционально влияет значение ключевой ставки ЦБ России, поскольку возмещение по каждому автокредиту составляет две трети ключевой ставки. В то же время срок реализации программы будет зависеть от потребительского спроса на автомобильном рынке. «Исходя из необходимости поддержать производство автомобилей на уровне не ниже 2015 года, мы надеемся, что Минпромторг России оставит программу до конца 2016 года и выдаст в ее рамках не менее 300-320 тысяч льготных автокредитов», – говорит Алексей Казак.

Заемщики выстроились в очередь

Кстати, в прошлом году количество выданных в рамках госпрограммы кредитов оказалось значительно меньше поступивших на них заявок. Так, банки выдали 243 тыс. льготных автокредитов, а заявок приняли почти в четыре раза больше. Таким образом, часть претендентов на субсидируемый государством кредит смогут получить его уже в этом году, однако около половины заявок были отклонены.

«В начале 2015 года банки пересмотрели свои риски в оценке потенциальных заемщиков, постепенно улучшая требования в течение года. «Но здесь стоит отметить и тот факт, что в целом портрет заемщика ухудшился в 2015 году. Эти два фактора не позволили удовлетворить большее количество заявок», – рассказал директор по развитию автокредитования «Локо-Банка» Андрей Ермаков. По его мнению, в 2016 году банкам будет вполне под силу одобрить большее количество заявок по госпрограмме.

Впрочем, реальных претендентов на льготный автокредит на самом деле может быть меньше, чем показывает статистика. Дело в том, что заемщики часто подают заявки сразу в несколько банков и впоследствии выбирают наиболее удобные условия, поясняет начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования «Русфинанс Банка» Алексей Бессонов.

Автокредиты набирают обороты

В целом госпрограмма значительно подстегнула рынок автокредитования в прошлом году. Если в первом квартале, до ее запуска, в кредит продавалось лишь 22% новых автомобилей, то по итогам 2015 года эта доля достигла 37,1%, гласят данные Национального бюро кредитных историй. Всего в прошлом году банки выдали 485,3 тыс. автокредитов (-41%), при этом доля кредитных продаж на авторынке выросла на 1,9% по сравнению с 2014 годом. Как считают аналитики, благодаря сохранению господдержки эта тенденция в 2016 году может усилиться.

«Сегодня все меньше покупателей может себе позволить при покупке автомобиля сразу заплатить всю сумму. Значит, потребность в автокредитах у покупателей растет, но высокие процентные ставки их пугают. В связи с этим программа субсидирования автокредитов – это наиболее гибкий и эффективный инструмент для стимулирования спроса», – считает Виталий Павловский.

Максимальный эффект от программы наблюдался в первые три месяца с момента ее запуска в апреле прошлого года, а сейчас можно говорить о стабилизации спроса на льготные кредиты, говорит Алексей Бессонов. По его мнению, эффективность программы повысит расширение ее условий, к примеру: увеличение срока кредита, расширение диапазона стоимости авто и т.д. «С учетом планируемых изменений стоимости автомобилей на рынке более эффективным было бы повышение планки максимальной стоимости до 1,5 млн рублей», – отмечает он.

 

 

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
05.02.2016
Поделиться: