Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автомобили, которые у нас не получились. Но попробовать-то стоило!

История отечественного автопрома знала и микролитражку от конструкторов ЗИЛа, и реактивный автомобиль Горьковского автозавода, и даже гран-туризмо марки МАЗ!
Полная версия

В СССР существовала жесткая специализация автомобильных заводов. Минский завод делал тяжелые грузовики, ЗИЛ – грузовики и в мизерных количествах представительские лимузины, а Ижевский завод – Москвичи по чертежам МЗМА. Даже право выпускать модификации Москвича-412: ИЖ-Комби и «каблучок» ИЖ-2715 — ижевцы завоевали с трудом. 

Но иногда советские автогиганты все-таки «выходили за флажки», иной раз – по собственной инициативе, а порой и наоборот – не по своей воле.

Электрички из Львова, автобусы из Москва и джип из Ижевска

Львовский автобусный завод был одним из самых мощных и продвинутых в СССР производителей больших пассажирских машин. Однако он же в давние времена оказался производителем… грузовых электромобилей. Хоть и мелкосерийных. 

В 1951 году во Львове собирали фургоны конструкции НАМИ, разработку которых начали еще в 1948-м. ЛАЗ-НАМИ-750 и ЛАЗ-НАМИ-751 грузоподъемностью 500 кг и 1500 кг соответственно имели деревометаллические кузова и по два электромотора, каждый из которых приводил одно заднее колесо. На ЛАЗ-НАМИ-750 двигатели были 3,2-киловаттные, а на модели 751 развивали по 6 кВт. Максимальная скорость фургонов составляла 30-33 км/ч, а запас хода – 70-75 км. Думаю, что это преувеличение. Выпустили по десять экземпляров каждой модели, а уже затем завод полностью переключился на подготовку производства автобусов.

Микроавтобус на узлах и агрегатах лимузина ЗИЛ-111 группа инженеров и стилистов завода Лихачева стала создавать в инициативном порядке, то есть без утвержденного плана. Но машина получилась очень интересная – с передовым дизайном, очень, по тем временам, комфортабельная, со 150-сильным двигателем V8 и двухступенчатой автоматической коробкой передач. Поэтому ЗИЛ-118 Юность с 1961 года потихоньку стали собирать отдельными экземплярами. Позднее появилась даже идея наладить серийное производство, чтобы снизить себестоимость лимузинов-членовозов. Но до 1971 года собрали только 20 автобусов. Позднее, также отдельными экземплярами, до 1994-го делали и микроавтобусы двух модернизированных версий – ЗИЛ-118К и ЗИЛ-3207. Таких автомобилей в общей сложности собрали всего 61.

Конструкторы Ижевского завода практически сразу после пуска в производство Москвичей стали экспериментировать в новых для себя классах автомобилей. И уже в 1970-м сделали ИЖ-5, который в определенной мере стал дальним предшественником Нивы. 

Коротенькая, с цельнометаллическим кузовом машина базировалась на агрегатах Москвича-412, но была полноприводной, с подключаемым передком и раздаточной коробкой, управляемой одним рычагом. Развитием этой машины стал ИЖ-14, у которого подключить можно было и переднюю, и заднюю ось по отдельности, и полный привод. Но интересная инициатива ижевцев понимания в правительстве не нашла.

Продолжение — на следующей странице.

Большие гонки, маленькие хитрости

Турбореактивный автомобиль Горьковского завода – не легенда, а факт. ГАЗ-ТР (он же ГАЗ-СГ3) создали для рекордных заездов. Теоретически именно ГАЗ мог бы побить мировой рекорд скорости! Машина с несущим дюралюминиевым кузовом и двигателем от истребителя МИГ-17 с тягой 2650 кгс по планам должна была развить около 700 км/ч (рекорд мира для автомобилей, установленный в 1947-м, был чуть более 634 км/ч). Но в СССР не было шин, которые способны были выдержать скорости более 300 км/ч. Кроме того, в первом же пробном заезде машина попала в аварию — без серьезных последствий, но работы по рекордному автомобилю прекратили.

В те же, что и реактивный ГАЗ, годы послевоенного подъема, в Москве создали удивительный ЗИС-112 – автомобиль класса гран-туризмо. Эффектная авангардная машина 1951 года внешне напоминала американский концепт Buick Lе Sabre. Двухместный ЗИС-112 длиной 5700 мм, с базой 3760 мм оснащали форсированными рядными «восьмерками». Максималка составила 182 км/ч. 

Конечно, производить серийно ЗИС-112 не собирались. Автомобиль в 1952-м дебютировал в гонках. Потом его неоднократно переделывали – сняли крышу- колпак, уменьшили базу и длину, а в 1961-м вообще поменяли кузов.

Особо активные и интересные попытки сделать нечто совсем новое заводы стали предпринимать, понятно, уже в перестройку. Так, в Ижевске в 1991-м взялись подготовить очень модный тогда в мире минивэн. ИЖ-042 имел пространственную раму с навесными панелями, позволяющими относительно легко создавать разные модификации, и базировался на узлах ИЖ-2126 Орбита. Затея была интересная, но дальше единственного прототипа дело не пошло.

ЗИЛ никогда не планировал выпускать микролитражки. Но одну в КБ завода все-таки сконструировали. Машинка была с деревянным кузовом, но с независимыми подвесками (использовали узлы и детали мотоколяски С-3А) и даже стеклоочистителем. Мотоциклетный силовой агрегат приводил через цепь одно (!) — правое —  заднее колесо. Автомобильчик сделали как эталонный для детских кружков автомобилизма по всей стране. Правда, массовым и в этом качестве он не стал.

В период колоссального роста интереса к автогонкам гоночный автомобиль сделал и Минский завод. Его элегантный МАЗ-1500 рисовали по мотивам знаменитого уже тогда Mercedes-Benz 300 SL. Минская машина имела переднюю независимую подвеску, заднюю – типа De Dion, тормозные барабаны, смещенные к центру, и форсированный до 60 л.с. мотор Москвича-407. Два МАЗ-1500 собрали в 1959 году, в соревнованиях они участвовали до 1962 года.

Продолжение —  на следующей странице.

Чайки, Мишки и… бронеавтобус

Если иные заводы занимались нетрадиционными для себя автомобилями в инициативном порядке, то РАФу выпуск санитарных универсалов на базе ГАЗ-13 Чайка для высших руководителей страны буквально навязали. Рижане от задания были не в восторге: ведь работа была хлопотная, а заказчик – правительственное управления Минздрава СССР — капризный. Но в Риге не только разработали такие машины и выпускали для них детали (например – задние двери), но и окончательно переделывали седаны, превращая их в ГАЗ-13С. Сделали таких Чаек примерно два с половиной десятка, а следующая модель на базе ГАЗ-14 даже называлась ГАЗ-РАФ-3920.

Микролитражный Мишка появился задолго до перестройки, и не в Москве, а в Набережных Челнах. Именно там в 1980-м собрали несколько простеньких пляжных машинок в двух- и четырехместном вариантах под индексом КамАЗ-1101. Продолжения эта затея не имела. Но много позже КАМАЗ  все-таки стал выпускать микролитражки – хорошо известную Оку ВАЗ-1111.

После ЗИС-112 на московском заводе создали еще несколько спортивных машин с разными кузовами. Последней моделью стал ЗИЛ-112С – тоже своего рода гран-туризмо, даже с открывающимися дверями и багажником. На машины с задней подвеской De Dion ставили двигатели V8 ЗИЛ и ГАЗ, мощностью до 270 л.с. На одном ЗИЛ-112С впервые в СССР применили дисковые тормоза. Один из всего двух собранных автомобилей чудом сохранился.

Опять же, во времена перехода к рыночной экономике, новую сферу приложения своим силам стал искать и Курганский автобусный завод. Там в 1994-1995 гг. собрали два автобуса на базе… БТР-80. В основе 11-местной кабины лежал сильно переделанный кузов перспективного КавЗ-3275. В Кургане надеялись на интерес государственных структур, но — не угадали...


  • Главные автособытия 1991 года — тут.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
26.05.2020
Поделиться: