Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Машины Олимпиады-80: уникальные и забытые проекты

Во время московской Олимпиады 40 лет назад не только город очистили от граждан, но и дороги: левые полосы главных проспектов освободили от обычного транспорта, нанесли на них олимпийскую символику. На многих автомобилях, обслуживающих соревнования и туристов, даже государственные номера стояли специальные – серии ОЛМ.
Полная версия

Московское лето 1980 года в столице запомнилось непривычно пустыми улицами, милиционеров на которых было почти столько же, сколько обычных граждан, дефицитными, а то и вообще невиданными прежде товарами в магазинах (например, соками в маленьких пакетиках, да еще и с пластмассовыми трубочками!), а также яркими, чистыми, сверкающими автомобилями с олимпийской символикой. В том числе с изображением знаменитого мишки.

Кстати, левые полосы главных проспектов Москвы, по сути, закрыли для обычного транспорта, нанеся на них олимпийскую символику. На многих автомобилях, обслуживающих соревнования и туристов, даже государственные номера стояли специальные – серии ОЛМ.

Самой почетной автомобильной миссией стало сопровождение олимпийского огня. В этом эскорте ехали в том числе и яркие двухцветные – белый низ, золотой верх — 24-е Волги. Автомобили приспособили к долгой медленной езде: поменяли главные пары, установили увеличенные радиаторы, задемпфировали педали газа, чтобы проще было ехать со скоростью пешехода. Некоторые Волги имели мигалки, как на милицейских автомобилях.

Одну из главных олимпийских нагрузок нес завод РАФ. В Риге разработали почти полтора десятка специальных олимпийских версий РАФ-2203. РАФ-2907 с измененной планировкой салона и тоже бело-золотой окраской предназначали, опять же, для сопровождения огня и перевозки резервных факелов на случай непредвиденных обстоятельств. Таких машин в Латвии сделали пять. Одна из них живет сегодня в Рижском музее.

Важную роль в обслуживании игр играли и львовские автобусы. В эскорте, сопровождающем олимпийский огонь, ехал ЛАЗ-52551, который сделали специально по этому случаю на базе опытного еще образца серии 5255 с новым кузовом. Первые такие машины появились на испытаниях в 1978-м. Но и в 1980-м автобус выглядел не менее современно и нарядно, чем яркие венгерские Икарусы.

Помимо Икарусов туристов по Москве возили, конечно, и наши ЛАЗы необычной зелено-белой окраски. ЛАЗ-699Р Турист-2, рассчитанный на 41 пассажира, оснащали серийным 180-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-375 и начали выпускать в 1979-м. После Олимпиады такие автобусы встречались на дорогах еще довольно долго.

Перед Олимпиадой в СССР стали появляться и разные иномарки. В том числе и Magirus-Deutz серии 90, которые в качестве машин техпомощи нескольких версий получило предприятие Мосавтотехобслуживание.

Продолжение — на следующей странице.

По Олимпийской деревне на юго-западе Москвы летом 1980-го курсировали рижские автопоезда РАФ-3407-9225-9226 (тягач и два прицепа). Автомобиль получил дефорсированный мотор и пневматические тормоза на заднюю ось тягача. Такие автопоезда долго работали и после Олимпиады, а один сохранился до наших дней в Риге.

Еще один необычный микроавтобус, сделанный для Олимпиады, — электромобиль РАФ-2910. Батареи стояли в задней части салона, электродвигатель развивал 10 кВт (около 14 л.с.), а максимальная скорость составляла всего 40 км/ч. Шесть таких электробусов с дополнительной пассажирской дверью слева сделали для сопровождения марафонского бега и соревнований по спортивной ходьбе. Дабы не травить спортсменов выхлопами.

Еще одна специальная машина — так называемый автобус-салон соорудили на основе не серийного еще ЛАЗ-5255. Такой автобус с богатой внутренней отделкой и нестандартной планировкой заказали Львовскому заводу для обслуживания пресс-центра Олимпиады.

Для сопровождения велогонок разработали первый в СССР пикап с двойной кабиной РАФ-2909. Позднее такие пикапы строили и для иных соревнований, всего выпустили 90 экземпляров. Сзади к машине крепили запасные велосипеды, в кузове перевозили — необходимый скарб. Поначалу на опытном образце заднее трехместное сиденье поставили прямо в кузове. Но затем создали двойную кабину со второй правой дверью для пассажиров заднего сиденья, как и на обычном микроавтобусе.

Вероятно, первый советский специализированный автомобиль для перевозки лошадей на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1 сделал Шумерлинский завод в Чувашии для Олимпиады-80. Фургон был рассчитан на перевозку пяти животных и 450 кг фуража. Кроме того, в середине автомобиля был отсек для двух сопровождающих. Причем со спальными местами!

Вклад в создание специальных олимпийских машин внес и Павловский автобусный завод. В Москву, в частности, отправили партию ПАЗ-672УМ (УМ — улучшенный для Москвы) с облагороженным интерьером и соответствующей окраской. Существовала даже версия ПАЗ-3201УМ — полноприводный вариант с двумя пассажирскими дверями и тоже улучшенной отделкой. Наконец, в Павлове сделали и передвижную медицинскую лабораторию с двумя распашными дверями и соответствующим оборудованием — ПАЗ-672ТЛ.

В обслуживании московской Олимпиады активно участвовала западногерманская фирма Mercedes-Benz. Союзу безвозмездно передали, в частности, несколько микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309 и реанимобилей на основе этой модели, три легковых Mercedes‐Benz 280S (W123) и один удлиненный Mercedes‐Benz 250 того же семейства. Еще десять микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309, шесть легковых Mercedes‐Benz 280S и два удлиненных Mercedes‐Benz 250 Олимпийский комитет СССР получил в безвозмездную аренду на время игр. Удлиненный седан с большим люком в крыше, удобный для телеоператоров, тоже сопровождал олимпийский огонь по Москве. Несколько новеньких 123-х Мерседесов появились и в московской милиции. Они несли службу и после закрытия игр.

  • История советских «кватро» — тут.

Фото: из архива автора


Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
11.06.2020
Фото: «За рулем»
Поделиться: