Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Как соединить провода: шпаргалка «За рулем»

По дороге на дачу погасла фара, а за выходные надо что-то предпринять; требуется подключить к бортсети видеорегистратор — не ехать же для этого на сервис… «Электрику поневоле» поможет методичка, которую составили наши эксперты.
Полная версия

Прежде чем браться за ремонт, вспомним, что все соединения проводов в автомобиле можно условно разделить на четыре вида.

  • Те, которые всегда герметизируют. Это почти все соединения жгута системы управления двигателем. Там во многих местах присутствуют слаботочные сигналы, для которых любое окисление контактов приведет к искажению показаний и неправильной работе двигателя.
  • Те, которые обычно не герметизируют. Типичный пример – огромное количество колодок под панелью приборов. Логика простая: влага в них проникнуть не может, если только машина не утонет.
  • Те, которые надо бы герметизировать, но ради экономии не герметизируют – особенно на бюджетных машинах. Взять соединения колодок проводов в подкапотном пространстве, не относящиеся к системе управления двигателем. В частности, соединения датчиков АБС герметизируют всегда, а провода к лампам фар – нет.
  • Те, которые никогда не герметизируют. Речь, в основном, о силовой проводке. Это клеммы батареи, силовой и управляющие провода стартера и генератора.
  • Важно: при ремонте проводки или подсоединении к штатным цепям машины необходимо выполнять соединения на том же уровне, какой применил автопроизводитель. 

    При подключении нештатной магнитолы, регистратора или при установке сигнализации под панелью приборов можно особенно не заморачиваться с герметизацией соединений. 

    Работая с силовыми цепями под капотом, уплотнять соединения желательно по возможности. А если придется ремонтировать соединения проводов системы управления двигателем, то важна тщательная гидроизоляция.

    Ремонтируем

    Предположим, что погасла фара, причем дефект очевиден: обрыв старых проводов или оплавление колодки. Колодку можно купить в любом магазине автозапчастей, но предстоит соединить провода… Основных способов ремонта – два: скрутка и пайка.

    Скрутка – за и против

    Скрутка имеет огромное преимущество – более простого и быстрого способа соединения проводов не существует.

    Достоинства:

    • не требуются специальные инструменты;
    • оригинальные провода сохраняют целостность (изоляция не в счет);
    • соединение при необходимости легко демонтировать;
    • оптимальный вариант для слаботочных соединений.

    Недостатки:

    • в большинстве случаев скрутку делают халтурно;
    • соединение получается громоздким;
    • надежность контакта на разрыв невысокая;
    • в ряде случаев сделать скрутку не дает малая длина соединяемых проводов;
    • со временем скрутки окисляются;
    • нежелательно использовать в силовых цепях.

    Чтобы сделать скрутку под термоусадочную трубку, надо:

  • Зачистить соединяемые провода на пару сантиметров. Для этого подойдут любые подручные инструменты – хоть ножницы.
  • Разделить жилы на две равные части на каждом конце.
  • Скрутить половинки проводов и разложить их вдоль проводов, чтобы увеличение толщины скрутки было минимальным.
  • Заизолировать соединение.
  • Пайка – за и против

    Достоинства:

    • возможность получить «почти вечное» соединение;
    • минимальное переходное сопро­тивление;
    • возможность соединять короткие ­провода.

    Недостатки:

    • окисление на открытом воздухе;
    • необходимость наличия паяльника, припоя и флюса, а также умения всем этим пользоваться;
    • отдельные производители (Volkswagen) официально запрещают использование пайки при ремонте.

    Кроме скрутки и пайки есть и другие способы соединения проводов. К примеру, Volkswagen предлагает использовать так называемую обжимку. Есть специальные комплекты с гильзами и термоусадочными трубками. Главный недостаток очевиден: всего этого добра под рукой у автовладельца, скорее всего, нет.

    Изолируем соединение

    Основных способов заизолировать соединения два – изолента и термоусадочная трубка.


    • Изолента по универсальности, доступности и простоте применения не имеет соперников. Основных типов изоленты – два: ПВХ и ХБ. Поливинилхлоридная лента нарядно смотрится, она устойчива к влаге, выдерживает напряжение в несколько тысяч вольт. Есть и недостатки: ПВХ не является термоустойчивым, а потому его применение под капотом ограничено. На морозе такая лента ломается и теряет клейкие свойства. Что касается хлопчатобумажной ленты, то она не повреждается на морозе, выдерживает нагрев и обладает высокой износоустойчивостью. Недостаток – плохая герметичность.

    ИЗОЛЕНТА

    В связи с тем, что в СССР самым распространенным цветом ПВХ-изоленты был синий, появилось много шутливых высказываний, отражающих ее широкое применение в быту.

    – Нет ничего более постоянного, чем временно перемотанное синей изолентой.

    – С помощью прямых рук и синей изоленты можно сделать все что угодно.

    • Термоусадочные трубки – это красиво и современно, но в багаже автовладельца их, скорее всего, не сыскать. Напомним, что при нагреве такая трубка заметно сжимается, надежно защищая соединение. Термоусадка с клеевым слоем (в названии обычно присутствует символ G (от Glue – «клей») прочнее обычной. После нагревания клей хорошо защищает соединения от влаги. При использовании обычной термоусадки для гидроизоляции можно применять герметик. Термоусадочная трубка уменьшает свой диаметр при нагревании в 2–2,5 раза. Для гарантии плотного обжатия лучше принимать ­коэффициент 2.

    При подсоединении к проводу без его разрыва применить термоусадку не удастся – тут поможет только изолента.

    Зачистка проводов

    Далеко не у всех есть специальные клещи-стрипперы для зачистки соединяемых проводов – на практике обычно пользуются режущим инструментом или зажигалкой. При использовании бокорезов, пассатижей или ножниц есть риск повредить токонесущие жилы – в этом смысле зажигалка безопаснее (если не пытаться устроить пожар, конечно же). Зажигалку есть смысл применять при зачистке ­тонких проводов.

    • Что нельзя делать с автомобилем, чтобы он не стал жертвой возгорания, узнайте тут.
    • Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом: актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка. Нет места для хранения? Возьмите автобокс в прокат!
    • При необходимости защитить радиатор автомобиля от попадания камней и прочих неприятностей всегда можно изготовить защитную сетку своими руками или установить модельную защиту радиатора.

    Подпишитесь на «За рулем» в

    Ревин Алексей
    Колодочкин Михаил
    05.08.2021
    Поделиться: