Вызывает "Валдай"
К этому моменту ГАЗ шел целых шесть лет. Столько времени средний грузовик «Валдай» был пусть перспективной, но всего лишь разработкой. 31 декабря прошлого года его торжественно запустили в серию. И только сейчас завод готов начать массовый выпуск. 13 мая, накануне промышленного рывка, руководство пригласило журналистов на личном опыте ощутить возможности бортового «Валдая» и его родственников – спецавтомобилей.
…Предчувствуя новые впечатления, иду к цистерне. Привычный, как у «Газели», раскосый «взгляд», но непривычно массивный разборный бампер. Большего диаметра колеса. Уже знакомая подножка у двери, но к ней добавлена еще одна – грузовик все-таки! Сажусь все в ту же «газелевскую» кабину, но в руки ложится не «по-газелевски» толстый, меньшего диаметра руль.
Движок мгновенно откликнулся на поворот ключа и с шумом заработал. Что поделаешь – дизель есть дизель, особенно если он наш и разработан для трактора. В общем, знакомьтесь: широко известный белорусский 122-сильный ММЗ Д-245.7Е2 с турбонаддувом. КП – от ГАЗ-3309, отличается от «газелевской» размером и порядком переключения передач. Старт характерен для «Валдая»: глупо трогаться на первой передаче, если кузов пуст. Передаточные числа рассчитаны так, что сразу приходится переключаться переключаться на вторую. Только хорошо груженный «Валдай» просит первую, да и то если ехать в гору.
Удивительная (благодаря гидроусилителю) легкость руля! На виражах полигона кручу его одним пальцем. А вот коробка переключается чрезвычайно жестко. Диссонанс между легкостью и жесткостью мешает, никак не привыкну.
– Суровая коробка! – делюсь я впечатлением с газовским водителем.
– Просто новая! – оправдывается он.
У низкооборотистого (до 2500 об/мин) двигателя высокий крутящий момент. Предназначение «Валдая» – не гнать по трассе, а тянуть груз весом от 3,5 до 5 т. Разгоняется он всего до 100 км/ч, но весьма бодро. А превышать эту сотню нежелательно, хотя заявленная максималка – 110. Ресурс!
Пока одни журналисты гоняли модификации «Валдая» по полигону, главный конструктор грузовиков Олег Филимонов обсуждал с другими белорусский мотор:
– Двигатель неплохой. Неприхотливый, известный. По нашему требованию его модернизировали на ММЗ специально под «Валдай»: оборудовали промохладителем и изменили ГБЦ. Теперь он соответствует Euro 2. Чтобы легче было обслуживать, положение мотора понизили – и пришлось менять конфигурацию передней оси.
Конечно, несмотря на инновации, минский двигатель не предел мечтаний...
– Мы продолжаем подыскивать иностранный двигатель, – говорит Олег Филимонов, – как альтернативный вариант.
…Для сравнения несколько раз проезжаю по брусчатке на разных скоростях: сначала на ГАЗ-3307, мощное шасси которого заимствовано для «Валдая», а затем на новом грузовике. Новый идет комфортнее, мягче – вот она, обещанная плавность хода, созданная за счет новой подвески с длинными рессорами на сайлент-блоках. Без труда разворачиваюсь на тесном пятачке полигона. При базе ГАЗ-3307 наш «Валдай» оказался на редкость разворотливой машиной, по маневренности весьма близкой к «Газели».
И наконец, гвоздь программы – тормоза с пневмоприводом. Работают отменно. И передние, и задние – дисковые, вентилируемые, как на хорошем легковом автомобиле. Не каждый средний грузовик, даже иностранный, находящийся в этой нише авторынка, может похвастать такими, и еще стабилизатором поперечной устойчивости, ABS и гидроусилителем руля.
В честь новых грузовиков руководство завода даже устроило конкурс на лучшую частушку про «Валдай» – настоящую, с гармонью.
У «Газели» есть преемник,
Как вам? Можно было бы и покруче придумать…
P.S. По словам главного конструктора грузовых автомобилей ОАО «ГАЗ» Олега Филимонова, готовится к выпуску «Валдай» с базой длиной 4 метра. Возможно, что это будет бортовой грузовик с 2-рядной кабиной. Имеются также варианты шасси под автобус с пониженным уровнем пола. Таким проектом интересуются автобусные предприятия, и уже работает по этому профилю ПАЗ. Дело в том, что между двумя нишами, которые заполнены многоместными автобусами и «Газелями», образовался разрыв. Его и заполнит новая модификация «Валдая» – автобус примерно на 36 человек с 25 посадочными местами.