Русский Детройт
В мае японская компания Suzuki подписала с Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) России договор о намерениях построить в нашей стране автозавод. Адрес будущей площадки: Петербург, промзона поселка Шушары.
Шушарский феномен
В запуск первой очереди по производству внедорожника Grand Vitara в ценовой нише 30–40 тысяч долларов японцы собираются вложить до 150 миллионов долларов. Основная модель конвейера выбрана не случайно: из проданных в прошлом году в России 16 тысяч машин марки Suzuki свыше 9 тысяч составили именно джипы Grand Vitara.
Таким образом, на территории бывшего совхоза в черте города появится уже третий (!) автозавод по производству иномарок. Пионером была компания Toyota Motor Corporation, заложившая первый камень в производство модели Camry в июне 2005 года. Конвейер мощностью 20 тысяч машин в год заработает в декабре текущего года. General Motors появился по соседству с Toyota ровно через год, избрав главной моделью внедорожник Chevrolet Captiva в ценовом диапазоне 35–40 тысяч долларов.
Пуск первой очереди петербургской площадки американского автомобилестроительного спрута состоится в конце 2008 года.
Весной 2007 года президент General Motors Europe Карл-Петер Форстер объявил, что начиная с 2009 года ЗАО «Дженерал Моторз – Россия» будет выпускать не 25 тысяч моделей Chevrolet Captiva, как планировалось при закладке первого камня завода в июне 2006 года, а все 70 тысяч.
Suzuki планирует заложить первый камень в Шушарах в конце этого года, а первые джипы Grand Vitara могут сойти с конвейера уже в 2010 году. Но для осуществления проекта японцы должны получить для своего предприятия в МЭРТ статус промышленной сборки с большими льготами на ввоз комплектующих и запчастей. Это может произойти уже в июне.
Причины, по которым Петербург стал российским Детройтом, в целом очевидны – это местные налоговые преференции, скрупулезное сопровождение каждого крупного проекта, недорогая и квалифицированная рабочая сила. Но почему все автомобильные инвесторы, за исключением Nissan, который строит свой автозавод на северо-западе города, хотят обосноваться именно на южной окраине Петербурга, в поселке Шушары, непонятно. Да, в километре от автограда, где по соседству будут жить не только Toyota, GM и Suzuki, но, возможно, и канадская транснациональная корпорация Magna, которая намереваетсяпроизводить в Шушарах автокомпоненты, проходит КАД, здесь стратегически важный участок – смычка с трассой Петербург – Москва. С другой стороны – огнеопасные из-за торфяников земли в Шушарах требуют тщательной и дорогостоящей выторфовки.
Купят все
Стартовые инвестиции Suzuki в первую очередь питерского завода составят 150 миллионов долларов, и таким образом японский концерн присоединится к отряду городских стратегических инвесторов.
Напомним, что таковыми становятся компании из промышленных областей экономики, вложившие в проекты на территории Санкт-Петербурга свыше 3 миллиардов рублей (120 миллионов евро) в течение трех лет. Стратегический инвестор сразу на пять лет освобождается от налога на имущество, а ставка налога на прибыль у него уменьшается с 24 до 20 процентов.
Обилие иностранных автопроизводителей в одной промышленной зоне вряд ли приведет к перенасыщению. Японцы и американцы вышли на динамично развивающийся и весьма платежеспособный российский рынок.
Завод «Форд-Всеволожск», например, расположенный в 20 километрах от границ Петербурга, в прошлом году произвел более 70 тысяч автомобилей Ford Focus II. Их не просто купили, они ушли как горячие пирожки: предварительная запись на покупку Focus растягивается на 7–8 месяцев.
Внедорожники Grand Vitara, которые намерен выпускать в Шушарах концерн Suzuki, по оценкам аналитиков, будут пользоваться устойчивым спросом. Из-за таможенных и местных льгот, а также по причине невысокой, в три раза меньшей, чем в Японии, зарплате персонала отпускная цена Vitara может оказаться на 5–6 тысяч долларов ниже, чем на ее исторической родине.