Дилеры наступают
В Кемеровской области открывают все новые и новые автоцентры и сервисные службы, где специалисты работают почти со всеми марками автомобилей. Причем это не просто шоу-румы, а задействованные вместе с ними автосервис и служба тюнинга.
От подержанных Mazda к новеньким Touareg
– Кузбасский рынок дилеров очень сильно изменился за последние годы, – считает председатель кемеровского Совета по поддержке предпринимательства Игорь Лысенко. – Сегодня официальные дилеры – это цивилизованные, грамотные люди, знающие толк в маркетинге, логистике и даже в шоу-бизнесе. Их задача – привлечь покупателя не низкими ценами, а набором сервисных услуг, гарантией, возможностью обновления автопарка.
Именно поэтому сегодня в Кемерове работают более десяти автомобильных дилеров иностранных марок, которые предлагают широкий спектр моделей. Представлены европейские марки – BMW (компания «Байерн-Кар»), Opel (компания «Сибинпэкс»), Peugeot (компания «Трансхимресурс»), Renault («Сибирь-Авто-Транс»), Volkswagen (компания «Кузбасс-Евро-Моторс»), японские – Mitsubishi (компания «Автосфера»), Toyota («Тойота Центр Кемерово», «Тойота Центр Новокузнецк»).
Местные дилеры еще ощущают давление со стороны вторичного рынка – подержанные авто японского производства преобладают среди парка иномарок. Автоэксперт Виктор Костромин (работал в «Байерн-Каре») отмечает, что популярность в Кузбассе японских моделей пока сохраняется, несмотря на возросший интерес жителей к европейским маркам. Эти выводы подтверждаются и данными продаж, взятыми из органов Росстата по Кемеровской области, согласно которым компания «Автосфера», представляющая на рынке Mitsubishi, увеличила продажи с 28 автомобилей в начале 2003 года до 200 авто в первом квартале этого года. При этом общие объемы продаж в Кузбассе несколько ниже, чем, например, в Новосибирске, – на 30–40%, то есть примерно на 1000 авто.
Апгрейд
Большую часть своих доходов автодилеры получают даже не от продажи, а от обслуживания уже проданных и подержанных машин. Поэтому существование широкой сети неспециализированных автосервисов – еще одна головная боль продавцов новых иностранных автомобилей.
«Это наш хлеб, – говорит Костромин, – это очень выгодно покупателю и автовладельцу:не надо ехать на окраину города в какой-то заброшенный гараж, где вам, вполне возможно, поставят не ту деталь». Сейчас при наличии фирменных сервис-центров дилеры готовы с уверенностью говорить о закрытии небольших универсальных мастерских. «Удел подобных сервисов – кузовные работы и, возможно, покраска, автомойка, не более того», – уверен Игорь Лысенко. Среди СТО, которые смогли выдержать конкуренцию на рынке, остались только те, кто занимается специализированным авторемонтом – например автоматических трансмиссий.
Европа?
Останавливаться на достигнутом продавцы иностранных авто не собираются. Напротив, они готовы бороться друг с другом за увеличивающуюся аудиторию покупателей новых иномарок. Эксперты отмечают, что инструментом конкуренции автодилеров становятся именно сервисные услуги – потому в регионе чувствуется рост инвестиций в их расширение и улучшение качества.
На сегодняшний день почти у каждой крупной автомарки теперь появился не просто шоу-рум, но и полный комплекс гарантированного сервиса и обслуживания. Это тенденция общероссийская, но в Кузбассе наиболее ярко она стала проявляться последние полтора года. И если на Дальнем Востоке рынок подержанных иномарок с их полусерым, зачастую криминальным сервисом выводит людей на митинги и собрания, здесь автолюбители рады официальным услугам. По мнению участников авторынка Кузбасса, продажа автомобилей не станет решающим фактором окупаемости инвестиционных затрат. Деньги новые автосалоны будут получать прежде всего за счет автосервисных услуг и тюнинга.
Портрет кузбасского автолюбителя
Как отметили все эксперты, рынок легкового автотранспорта в Кемеровской области достаточно легко классифицируется. Российские марки представлены полно – «КузбассУАЗсервис» и ЗАО «КузбассавтоГАЗсервис» продают наши внедорожники и представительские «Волги». Автоцентр «Дюк и К», «Лада-сервис», «Авториджен» торгуют ВАЗами. Любопытно, что очень успешно продвигается продукция китайского производства – Chery QQ, Chery Tiggo и ZX Auto Admiral.
Второй сегмент рынка – автомобили стоимостью от 10 до 15 тыс. долларов: Ford Focus, Hyundai Getz, Renault Symbol. Ford Focus занимается ЗАО «Нью-Йорк Моторс Сибирь'BB, а ООО «Сибинпэкс» предлагает обширный модельный ряд Opel. Hyundai и Renault ищите в ООО «Сибирь-АвтоТранс».
Остальные автомобили (довольно внушительную группу), дороже 15 тыс. долларов, можно отнести к третьей ценовой нише. В Кемеровской области это BMW (ЗАО «Байерн-Кар»), Toyota («Toyota Центр Новокузнецк» и «Toyota Центр Кемерово»), Volkswagen (ЗАО «Кузбасс-Евро-Моторс»). Менеджеры «Кузбасс-Евро-Моторса» отметили, что наибольшим спросом сегодня пользуются модели Volkswagen Touareg, Volkswagen Passat и Volkswagen Bora. Здесь же Nissan, Renault, Peugeot с дополнительными опциями, все модели Ford (кроме Focus), некоторые дорогие модели Hyundai (Sonata), Opel (Vectra, Omega), Мitsubishi.
Что касается доли российского автопрома, то она отчетливо снижается, несмотря на то что какое-то стабильное число приверженцев ВАЗов и ГАЗов все же остается. «В самом начале своей деятельности – в 1998 году – мы продавали почти в два раза больше автомобилей марки ВАЗ, чем сейчас, – говорит Наталья Архипова, директор ООО «Автоцентр «Дюк и К», официального автовазовского дилера. – Емкость рынка за последние годы, может быть, и не уменьшилась, но увеличилось количество автосалонов и определилась доля каждого. Сейчас емкость рынка Кемерова составляет 350–400 автомобилей в месяц».