Под знаком Тельца

Под знаком Тельца

Спортивные автомобили Ferrari считались самыми лучшими в мире, но тракторный магнат Ламборгини находил в них недостатки. «Все три мои Ferrari имели проблемы со сцеплением, – утверждал Ферруччио. – Когда я ехал спокойно, все было нормально. Но стоило только прилично разогнаться, как оно начинало проскальзывать. Я несколько раз приезжал в техцентр, но там ничего не могли сделать. Тогда я купил более совершенное сцепление фирмы Borg&Beck и установил его на Ferrari в одной из моих мастерских по ремонту тракторов. Потом я снял головку блока и заменил ее на головку собственной конструкции. Затем поставил другие карбюраторы. Теперь это был хороший автомобиль. Несколько раз я выезжал на нем серьезно прохватить, и мой Ferrari был на 25 км/ч быстрее обычного! Когда меня спрашивали «Ламборгини, что ты сделал со своей машиной?», я с усмешкой отвечал: «Не знаю».

Само совершенство

Синьор Ламборгини мог ограничиться и простым усовершенствованием автомобилей с лошадкой на эмблеме, но он пошел еще дальше и решил нанести визит самому боссу Ferrari – Энцо. Встреча между знаменитостью автомобильного мира и тем, кому только предстояло ею стать, обзавелась множеством версий.

– Кто это сидит у меня в приемной? – спросил Энцо Феррари у своей секретарши.

– Синьор Ламборгини. Он хочет поговорить с вами об усовершенствовании наших автомобилей.

Относительно того, что случилось потом, существует две версии. По одной – Феррари начал кричать, что «не позволит всяким выскочкам учить его». Дверь в его кабинет якобы была приоткрыта, и возмущенный Ламборгини тут же покинул помещение. По другой – диалог все же состоялся.

Тот июньский день 1962 года выдался очень жарким, поэтому Ферруччио Ламборгини явился без пиджака, в ярко-алых подтяжках и, фамильярно развалившись в кресле, начал излагать суть вопроса. «Вот что, синьор Ламборгини, – резко оборвал его Энцо, – мои автомобили самые совершенные и у них нет и не может быть никаких недостатков! Занимайтесь лучше своими тракторами и сенокосилками. Каждый должен знать свое дело. И как говорится, рожденный ползать летать не может!»

По окончании этого патетического монолога разъяренный Ламборгини вышел, хлопнув дверью. Так это было или несколько иначе – не суть, но принято считать, что автомобили Lamborghini обязаны своим появлением на свет именно высокомерию коммандаторе Энцо Феррари.

Бык-производитель

После такой аудиенции Ламборгини ничего не оставалось, как за бесценок распродать все свои Ferrari. «Это стало для меня настоящим потрясением, – вспоминал потом Ферруччио. – Я вернулся домой, пропустил стаканчик-другой вина, чтобы успокоить нервы, а потом решил, что этот самодур Феррари еще узнает у меня». Чуть ли не на следующий день «тракторист» зарегистрировал фирму Lamborghini Automobili SpA. Для будущей фабрики он купил участок земли в местечке Санта-Агата, между Болоньей и Моденой. Даже если б производство автомобилей не пошло, территория пригодилась бы для тракторного завода. Одновременно Ламборгини начал формировать команду будущей фирмы. Из «красной конюшни» он переманил Джотто Биццарини, Боба Уоллеса и Паоло Даллара, которые еще два года назад грозились уйти от Феррари. Именно они образовали костяк коллектива. Ламборгини поставил задачу построить самый лучший автомобиль класса Gran Turismo, призванный «положить на лопатки» даже «самые совершенные» Ferrari.

Строительство заводских корпусов и проектирование первого автомобиля шли одновременно. Работа над машиной началась с постройки V-образного 12-цилиндрового двигателя, главным конструктором которого был Биццарини, занимавшийся до этого гоночными моторами. В том же духе он создавал для будущей Lamborghini и первый двигатель. Последний имел угол развала цилиндров 60о, диаметр цилиндра 77 мм и ход поршня 62 мм, четыре верхних распредвала и систему смазки с сухим картером. В июле 1963 года его запустили на испытательном стенде, и он развил 358 л.с. при 9800 об/мин. Биццарини считал, что при усовершенствовании карбюратора мотор выдаст и все 400 л.с. при 11 000 об/мин, но Ламборгини отказался от этой идеи – ему был нужен не гоночный автомобиль, а дорожный, и такие показатели были совершенно ни к чему. Шеф приказал сбавить обороты до 7000. Такого отношения к себе Биццарини не вынес и покинул фирму. Его место занял Паоло Даллара. Он упростил двигатель,вернув ему традиционную систему смазки и сделав более долговечным.

Пока создавали двигатель, появилось и подходящее шасси – его разработала по проектам Биццарини фирма Neri&Bonacini в Модене. Конструкция представляла собой пространственную раму, сваренную из труб прямоугольного сечения, с независимой пружинной подвеской всех колес и трансмиссией немецкой фирмы ZF. Так усилиями нескольких фирм рождался первый автомобиль Lamborghini. Прототип собирали в маленьком уголке на тракторной фабрике Lamborghini Trattori SpA. Дизайн кузова разрабатывал Франко Скальоне, который известен прежде всего своей работой в ателье Bertone с 1951 по 1960 год. После ухода оттуда он возглавил предприятие Carrozzeria Sargiotto в Турине, где и сделали кузов. Окрашенный в переливающийся синий металлик, с кожаным интерьером цвета magnolia, автомобиль отвечал самым современным требованиям элегантности 60-х годов. На капот машины Ламборгини поместил свое факсимиле и эмблему в виде разъяренного быка – он слыл большим поклонником корриды. Однажды, будучи в Севилье, Ламборгини посетил ранчо знаменитого Эдуардо Миуры Фернандеса, чья семья к тому времени уже сто лет развлекала публику убийством быков, и был так впечатлен увиденным, что сразу решил, какой именно символ он выберет для своих автомобилей. К тому же Ламборгини по гороскопу был Тельцом и, как все итальянцы, верил в астральную поддержку. Сыграло свою роль и соперничество с Феррари – на плакате в цехе, где собирали прототип, был изображен мощный бык, «покрывающий» изящную лошадку Ferrari.

Кирпичный массив

Презентация автомобиля, получившего название Lamborghini 350GTV (Gran Turismo Veloce), была назначена на 30 октября 1963 года. Именно в этот день открывался главный автосалон Италии в Турине. Прототип закончили очень быстро, а вот двигатель довести до ума не успели, и на стенде новообразовавшейся автомобильной компании его показывали рядом с машиной, в то время как место под капотом заняли кирпичи, призванные загрузить переднюю часть купе. Никто из посетителей, похоже, этого не заметил. Автомобиль Lamborghini 350GTV вызвал настоящий ажиотаж, и только Энцо Феррари в разговорах с коллегами скромно упоминал, что «не видел его». Особых похвал удостоился двигатель, а кузов критиковали: его внешний облик считали слишком «перегруженным», а дизайн эклектичным. Для серийной модели Lamborghini 350GT Ферруччио заказал кузов миланскому ателье Carrozzeria Touring, известному своей технологией superleggera. В переводе это слово означает «сверхлегкий», а принцип изготовления кузовов состоит в том, что каркас из тонких стальных труб обшивается легкими алюминиевыми панелями. Для 350GT Даллара провел и большую работу по доводке шасси. Новый Lamborghini представили публике на автосалоне в Женеве в 1964 году, успех был ошеломляющим. К тому моменту завод уже достроили. Началось производство новых автомобилей, потеснивших Ferrari в классе GT. А прототип так и остался без двигателя. Только недавно самый первый автомобиль Lamborghini был восстановлен. Конструкция шасси изменена и теперь полностью соответствует разработанному для него двигателю. Сейчас Lamborghini 350GTV стоит в музее фирмы в местечке Санта-Агата.

Подпишитесь на «За рулем» в