Маршрутки – особая каста на дорогах
Об итогах операции рассказывает Евгений Погорелов, старший государственный автоинспектор отдела технического надзора ОГИБДД городского УВД.
– Евгений Николаевич, уже стало притчей во языцех то, как ездят в городе водители маршрутных такси. Складывается впечатление, что они никому не подконтрольны. Например, в погоне за клиентом маршрутка может из крайнего левого ряда резко перестроиться в крайний правый...
– Это, конечно, не так – они подконтрольны. Водитель машрутного такси должен иметь лицензию на этот вид деятельности, ездить на исправном автомобиле, соблюдать схему маршрута движения. Многие маршруточники работают от крупных автотранспортных предприятий, и механик предприятия должен ежедневно выдавать водителям путевую документацию, проверять техническое состояние транспортного средства.
– То есть контролируют водителей маршрутных такси только представители крупных предприятий, в составе которых они работают?
– Нет, проверяющих довольно много. ГИБДД периодически и довольно часто проводит операции по выявлению нарушений ПДД водителями маршруток. Мы предоставляем руководству автотранспортных предприятий данные по нарушениям водителей-частников. На этом основании руководство АТП может отказать недобросовестному сотруднику в праве работать под крылом крупной компании. Кроме того, при прохождении техосмотра (для маршруток – два раза в год) проверяется, каково число посадочных мест, вносились ли изменения в конструкцию, в порядке ли ГБО (многие маршрутки работают на газе) и когда, где и кем проводилась проверка этого оборудования.
– Если все так жестко проверяется, то откуда берутся лишние посадочные места?
– Формально, если у маршрутного такси «правильный» талон техосмотра, то у инспектора ГИБДД не должно возникать вопросов. Но готовясь к техосмотру, водители убирают дополнительные сиденья, оставляя только предусмотренные заводом-изготовителем (13 или 15 посадочных мест в «Газели»). Или другой вариант. На многих автотранспортных предприятиях число мест проверяют при выпуске машины на линию и по окончании рабочего дня. Однако некоторые устанавливают дополнительные сиденья уже после первого осмотра и снимают их до второго.
Но, поверьте, мы боремся с этим. Только за время операции «Автобус» выявлено 19 машин, не прошедших государственный технический осмотр; 139 в той или иной мере были неисправны, из них 40 имели те или иные изменения в конструкции (как правило, способствующие увеличению все той же вместимости).
В ходе операции был задержан нетрезвый водитель. Еще у одного не оказалось прав категории D. То есть человек как ни в чем не бывало пересел с «Жигулей» на «Газель» и стал возить людей!
– Стоящие в салоне пассажиры – это нарушение правил?..
– Грубейшее нарушение правил перевозки пассажиров – в Административном кодексе предусмотрена соответствующая статья. Водитель может резко затормозить, и стоящие пассажиры получат травмы, возможно серьезные!
О подобных безобразиях могли бы информировать сами пассажиры, связавшись с отделом технического надзора по Краснодару по телефону 262-34-88. Достаточно сообщить характер нарушения, номер машины и маршрута. Мы выедем на линию и проверим сигнал.
За время проведения операции «Автобус» наши сотрудники выявили 39 случаев нарушения правил перевозки людей в маршрутных такси.
– А какие ПДД чаще всего игнорируют перевозчики?
– Самое распространенное – остановка вне остановочных пунктов. Между тем это не обычное такси, посадка-высадка пассажиров маршрутки должна производиться только на оборудованных остановках.
Часто нарушают правила проезда перекрестка – едут на желтый, а иногда и на красный свет, выполняют поворот налево там, где он запрещен, работают на линии без путевой документации (путевок, схем маршрута движения...).
Пожалуй, наиболее частый проступок у маршруточников – нарушение правил остановки и стоянки в зоне остановочных пунктов. То есть по идее маршрутное такси должно уйти с проезжей части в карман у остановочного павильона, чтобы высадить или забрать пассажиров. На деле же нетерпеливые водители тормозят прямо на полосе движения, перегораживая путь всем, кто позади...
– Этими же нарушениями грешат водители городских автобусов большой вместимости...
– В общем, да, но с одним серьезным отличием: у водителей городских автобусов большой вместимости такие нарушения встречаются на порядок, а то и на два реже.
Я имею в виду шоферов автоколонны № 1419, предприятия КРАВТ, автобусов (их 20 единиц) Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления... Здесь, как правило, работают более опытные водители, настоящие профессионалы с многолетним стажем. Они дорожат рабочим местом. И инженерно-технические службы крупных автохозяйств работают ответственно.
Да, маршрутные «Газели» – это не только наша головная боль, но и серьезная транспортная проблема города. Более целесообразно было бы использовать вместо них автобусы большой вместимости. Но, во-первых, пока это экономически невыполнимо, а во-вторых, есть и всегда будут маршруты, на которых использование больших автобусов нерентабельно.