Бесценные уроки

Бесценные уроки

Нижегородские автомобилисты – народ беспокойный и любознательный. В Западной Европе уже не осталось стран, где бы ни побывали машины с номерами 52RUS. И вместе с новыми впечатлениями, сувенирами и фотоснимками они привозили с собой иное отношение к ПДД и другим участникам движения. Во многих случаях обретению такого опыта способствовала зарубежная дорожная полиция разных стран. Вот лишь один из реальных случаев.

Темная «Волга» спокойно катила по немецкому автобану, когда ее остановил полисмен. Представившись, автоинспектор сообщил, что вынужден оштрафовать водителя, поскольку тот не пристегнут ремнями безопасности. Отдав блюстителю 20 евро, автомобилист включил передачу, тронулся с места и... тут же был остановлен тем самым полицейским и вновь оштрафован на 20 евро за все те же непристегнутые ремни. Как оказалось, дорожная полиция Германии, да и других европейских стран, в отличие от нашей ГАИ, не теряет интереса к водителю даже после получения с него штрафа. Принцип их работы прост – обеспечивать безопасное движение на дорогах, пресекать все нарушения правил дорожного движения и жестко наказывать нерадивых автовладельцев. Поэтому тем, кто впервые отправляется в зарубежную поездку, не помешает проанализировать свою манеру езды и ознакомиться с ПДД посещаемых стран.

Коренные европейцы не просто умеют ездить, а ездят грамотно и профессионально. Этому способствует как сложившаяся культура автовождения, так и система весьма чувствительных наказаний, предусмотренных, к примеру, за банальный наезд без изменения рядности движения на осевую или разделительную линию (даже если это прерывистая осевая).

Россияне же в подавляющем большинстве ездят плохо. Достаточно постоять пять минут у любого перекрестка, чтобы убедиться в этом прискорбном факте. Практически каждый второй наш водитель не обладает достаточной реакцией, чтобы вовремя среагировать на изменение сигналов светофора и остановиться четко перед стоп-линией (или линией, на которой расположен светофор). Застывшие на пешеходном переходе или на самом перекрестке машины – обычное явление для наших улиц. Каждый третий автомобилистне научился вовремя включать указатель поворота или вообще забывает им пользоваться.

Так что, независимо от водительского стажа у себя дома, в Европе большинство наших соотечественников попадет в разряд примитивных «чайников», умеющих лишь держаться за руль, но совершенно не умеющих ездить. За те ляпы, на которые ГАИ в минуты благодушия попросту закрывает глаза, за рубежом накажут в соответствии с местным законодательством. А поскольку коренное население всех европейских стран считает себя патриотами, то и за порядком там следят коллективно, то есть любой водитель или пешеход, заметивший нарушение, тут же по телефону сообщит номер и приметы автомобиля-нарушителя в ближайшее полицейское отделение.

Европейские штрафы куда разорительнее российских, и пара-тройка нарушений может пробить в вашем бюджете невосполнимую брешь, заставив вернуться к родным пенатам раньше срока. Кстати, отказ от уплаты штрафа тоже наказуем, причем в Испании это может привести к конфискации автомобиля.

Отправляясь в дальнее зарубежье, запомните главное: желтый сигнал светофора означает твердый запрет пересекать стоп-линию (о выезде на перекресток даже на 20–30 сантиметров и не помышляйте). Выжимать сцепление и трогаться с места на перекрестке следует только после того, как загорится зеленый, а указатель поворота необходимо включить за 20–50 метров до начала маневра, но ни в коем случае не во время него. Если дорожный знак ограничивает максимальную скорость, то ехать нужно именно с такой или чуть меньшей скоростью, а подавать звуковой сигнал можно лишь в случае возникновения аварийной ситуации, а не когда заблагорассудится. Не стоит забывать и о том, что пешеход на зебре всегда имеет преимущество перед автомобилистом, а велосипед – такой же транспорт, как и ваша машина.

В некоторых странах Европы и Скандинавии строго запрещено останавливаться на обочинах дорог, но через каждые 500–1500 метров, как правило, есть небольшие бухточки-автостоянки. В европейских странах есть районы, где курение в автомобиле законодательно приравнено к курению в общественном месте и наказывается весьма существенным штрафом (от 150 евро); ПДД многих стран Старого света запрещают водителям пользоваться в машине мобильным телефоном, не оснащенным hands free. Есть и такие, где мобильники во время движения полностью под запретом. Большинство европейских государств запрещает ввоз канистр с бензином, требует ездить днем с включенным ближним светом, а знаменитые алкогольные 0,5 промилле допускаются далеко не везде. Поэтому, планируя зарубежный вояж, не поленитесь узнать об особенностях ПДД страны пребывания и стран транзита. А по возвращении в Россию старайтесь вести себя так же корректно и законопослушно, как и за ее пределами.

Подпишитесь на «За рулем» в