КамАЗ в условиях конкуренции
Мэрия Казани объявила о начале обновления парка пассажирских автобусов, насчитывающего 1200 машин. С 1 июля на замену автобусам ПАЗ и ГАЗ выйдут китайские Golden Dragon и Hinger и камазовские автобусы марки НефАЗ.
В начале июня МУП «ПАТ-2» получило первые 20 автобусов НефАЗ-5299-30-22 в рамках исполнения контракта, заключенного с ОАО «Лизинговая компания «КамАЗ». Как сообщил генеральный директор ООО «КамАЗ» Сергей Когогин, с МУП «ПАТ-2» заключен контракт на поставку 200 автобусов большой вместимости (до 100 мест), которые будут передаваться заказчику на условиях пятилетней аренды (лизинга). Стоимость контракта, по его словам, составила 853 млн. рублей (34 млн. долларов). Господин Когогин добавил, что на этом КамАЗ не остановился: прорабатывается заключение контракта с ОАО «КПОГАТ4», речь идет о поставке еще 100 автобусов НефАЗ. Иначе говоря, почти треть городского парка пассажирских автобусов будет обновлена за счет отечественной техники.
Таким образом, разрешилась главная интрига, развернувшаяся на казанском рынке пассажирских перевозок еще в прошлом году. Напомню: в сентябре 2006-го столичная власть объявила о реформировании системы транспортного обслуживания населения. У 264 городских перевозчиков были аннулированы лицензии, на открытый аукцион выставили лоты на право обслуживания маршрутов по новой транспортной схеме. Аукционы прошли в декабре, их победителей обязали полностью обновить парк автобусов.
Как утверждал тогда глава комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков, для полного удовлетворения потребностей горожан транспортный парк столицы должен состоять из 1,2 тыс. автобусов большой вместимости и 300 автобусов малой вместимости. В качестве поставщиков техники рассматривались Нефтекамский и Ликинский автобусные заводы. Однако вмешались китайские концерны, с руководством которых глава исполкома города Марат Загидуллов провел несколько деловых встреч. «Конечно, для нас более привлекательны машины отечественного производства. НефАЗы – замечательные автобусы, с этим никто не спорит, но при схожих параметрах определяющим фактором будет цена», – отметил он. Источник в исполкоме Казани сообщил, что «стоимость НефАЗов колеблется от 2,8 до 3,5 млн. рублей, тогда как цена китайских автобусов Golden Dragon Sity Bus и Dong Feng по каталогу – 54–74 тыс. долларов».
Китайцы все-таки выиграли у КамАЗа борьбу: были заключены контракты на поставку около 500 автобусов марок Golden Dragon и Hinger общей стоимостью 40 млн. долларов. Как сообщил Юрий Зорин, директор по стратегии компании «Мега-транс», являющейся официальным дистрибьютором китайской автобусной техники, частные перевозчики предпочли зарубежные автобусы, так как они, не уступая по техническим характеристикам российским, дешевле их.
Продавцами машин, выпущенных в Поднебесной, выступили региональные дилеры: ООО «Мега-транс – Казань», имеющее сервисную базу для обслуживания автобусов, и ООО «Рус моторс». Источники, знакомые с параметрами сделки, сообщают, что цена каждого Golden Dragon составила 2 млн. рублей.
Частные перевозчики объясняют свой интерес к китайской технике не только ее низкой стоимостью, позволяющей быстро окупить вложения, но и тем, что российские производители не предлагают автобусы средней вместимости (до 75 мест). «Мы будем покупать Golden Dragon, так как никто в России не выпускает автобусы средней вместимости длиной около 10,5 метра. Китайские машины уже полтора года перевозят пассажиров в Санкт-Петербурге и показали себя с лучшей стороны», – отметил директор АТП-9 Алексей Варин.
Заметим, что конкуренция с китайцами заставила КамАЗ пойти на существенные уступки. Сергей Когогин сообщил, что контракт с МУП «ПАТ-2» заключен на условиях продажи каждого автобуса по цене 2,7 млн. рублей, тогда как его полная стоимость составляет 3,4 млн.
Добавим, что ранее правительство Татарстана обещало субсидировать закупку 100 автобусов марки НефАЗ за счет республиканского бюджета, компенсировав 10-процентную лизинговую ставку. Добавим, что был также заключен контракт на поставку 50 украинских автобусов «Богдан».