Чувство ритма

Чувство ритма

Ежегодно по всему миру проходят соревнования на оценку самых ярких индивидуальных авто. Наиболее известное и крупное из них на европейской части нашего континента – чемпионат по автозвуку и тюнингу ЕММА (European Mobile Media Association). Среди активистов этой ассоциации участники из 28 стран, в том числе из России.

ЕММА пришла в Россию в 2000 году и с тех пор динамично развивается, завоевывая регион за регионом. Уфа впервые присоединилась к движению чемпионата в 2005 году, а этим летом, 21–22 июля, ЕММА посетит столицу нашей славной республики вновь.

Перед проведением уфимского официального этапа десятого чемпионата по автозвуку и тюнингу мы встретились с генеральным директором «ЕММА – Россия» Дмитрием Матвеевым.

Мы говорим «автозвук» – подразумеваем ЕММА

– С чего началось ваше увлечение автозвуком и тюнингом? Можно ли сказать, что вы стояли у истоков автотюнинга в России?

– Автомобилями я интересовался всегда, а качественный автозвук покорил меня сразу, как только я впервые его услышал. Могу назвать себя фанатом автозвука и тюнинга. Увлечение стало бизнесом в октябре 1993 года, когда я открыл свою фирму, предоставляющую услуги тюнинга. Сегодня она старейшая в столице. Стоял ли я у истоков? На этот вопрос отвечать не мне. Я просто занимаюсь своим любимым делом.

– Расскажите о том, как ЕММА пришла в нашу страну. Какие сложности были с продвижением в регионах?

– Я был представителем от России на первом собрании в Регинсбурге, в Германии, когда учредили «ЕММА – Россия». Это было в 2000 году. Всего за три года мы набрались такого опыта, что нам доверили проведение чемпионата Европы в Санкт-Петербурге.

Что касается продвижения ЕММА в регионы, то этот процесс идет вместе с волной тюнинга. И проблема сейчас только одна: слишком много заявок поступает в начале сезона. Мы не можем быть одновременно в 5–10 городах, ведь в задачу проведения официального этапа входит не только судейство и сами соревнования, но и организация инфраструктуры на площадке, подготовка шоу-программы и пр.

ЕММА – это элита отечественного caraudio-тюнинга, а значит, проведение чемпионата должно быть на высоте. Мы физически не можем провести в сезон больше 20 этапов. Если бы у нас, как в Испании, всегда было яркое солнце и хорошая погода, соревнования шли бы круглый год.

– Поделитесь мнением относительно перспектив Уфы в сфере автозвука и тюнинга.

– Каюсь, не могу сказать, что я хорошо знаком с вашим регионом. Но зная людей, которые организуют официальный этап десятого чемпионата России по автозвуку и тюнингу ЕММА в Уфе, я уверен, что все будет супер. Более того, спортсмены из Уфы – одни из самых активных. Их автомобили всегда являются украшением любого соревнования, и на протяжении уже нескольких лет уфимские спортсмены достойно защищают честь своего города, все время возвращаясь домой с призами и кубками.

Я рад за них и уверен, что соревновательное движение в вашем городе будет расти. По мнению всех дистрибьюторов, у Уфы большой потенциал. Объемы продаж продукции caraudio там очень велики, высок профессионализм местных дилеров. Все это вселяет надежду, что в Уфе 21–22 июля пройдет отличное мероприятие.

«Любой автомобиль имеет право быть прокачанным»

– Тюнинг в общем понимании в России запрещен. Большая часть модифицированных авто вне закона и имеет трудности с прохождением техосмотра. Намерена ли «ЕММА – Россия» бороться за внесение поправок в ПДД?

– Давайте разберемся, что у нас запрещено. Запрещены изменения ТС, которые опасны для пешеходов, пассажиров и в целом для ситуации на дороге. ЕММА придерживается того же мнения. Перед гонкой мы проверяем не только дизайн и тюнинг, но и техническое состояние автомобиля. Более того, по правилам ЕММА в соревнованиях имеет право участия только автомобиль, прошедший техосмотр в ГИБДД. Соответственно у нас к законодательству никаких вопросов нет.

Если вы провели тюнинг в профессиональной студии, на ваш автомобиль установлено сертифицированное оборудование, то проблем не возникнет. Проводя с 2005 года ЕММА-Racing, мы не получили ни одного нарекания от официальных структур. Только благодарности за то, что популяризируем культуру грамотного управления ТС.

У нас нет оснований бороться за поправки в ПДД. Единственная поправка, которую хотелось бы внести, – это положение, обязывающее проводить больше соревнований по автомногоборью. Эта поправка нам нравится.

– Тюнинг автомобиля – что это? Показные амбиции или стремление к прекрасному?

– Если звезды светят, то это кому-нибудь нужно. Если люди делают себе тюнинг, значит, им это нравится. Серая жизнь в сером городе под серым небом – в этом нет ничего интересного. Когда у тебя есть возможность украсить свою жизнь, привнести в нее что-то свежее, попробовать себя в каком-то новом деле, это прекрасно. Поэтому я считаю, что тюнинг автомобиля – это стремление к прекрасному.

– А качественный звук в автомобиле – роскошь или необходимость?

– Для фанатов caraudio – необходимость, они без этого жить не могут, как и я сам. Меня поймут те, кто молод, молод душой прежде всего. Кто просыпается утром и первое, что делает, это жмет на кнопку CD-проигрывателя. Под музыку проходит завтрак, путь на работу или учебу. А роскошь это или нет… Для кого-то и автомобиль роскошь. Для меня лично автозвук – образ жизни. Я без музыки не представляю себе автомобиль. И вообще без музыки себя не представляю.

– Бытует мнение, что хорошему автомобилю тюнинг вообще не нужен…

– Тюнинг – это изменение автомобиля под себя. Например, у меня ребенок, который часто ездит на заднем сиденье. Оно не обогревается, зимой ребенку холодно садиться в машину, и я сделал подогрев. Это тюнинг? Да, тюнинг. Поэтому мое мнение: даже в хорошем автомобиле есть место доработке.

Если говорить вообще о тюнинге в прямом понимании (тюнинг двигателя, ходовой, подвески), то даже хороший автомобиль совершенно спокойно можно тюнинговать.

Завод выпускает усредненный продукт для среднестатистического клиента. Тюнинг же позволяет сделать автомобиль хорошим для каждого индивидуально. Я считаю, что любой автомобиль имеет право быть прокачанным.

– Каковы основные тенденции тюнинга на сегодняшний день?

– Тюнинг развивается, что радует. Народ уже не боится ездить на больших дисках, все чаще пересматриваются моторы и системы выхлопа. Про салон я вообще молчу. Появляется большое количество аэрографии, аэродинамических обвесов, то есть работы с кузовом автомобиля, и не просто что-то или «я тебя слепила из того, что было», а продуманные, профессиональные проекты.

Тенденции в мире caraudio изменились: растет сложность аудиосистем, появляется много электроники и мультимедиа на борту. В тюнинге же появляется больше аэрографии.

Перспективное занятие

– Есть ли будущее у тюнинга как бизнеса в России?

– Автопром России развивается гигантскими темпами, благосостояниенаселения растет. Для рынка тюнинга условия – наилучшие. Тюнинг – это ведь не вещь первой необходимости, а лишь возможность человека индивидуализировать свое ТС, выделиться из толпы. Это возможно только при наличии определенной суммы свободных денег. То есть от того, как быстро будет расти благосостояние российского народа, во многом зависит перспектива тюнинга.

Мне кажется, сейчас мы только в начале славного пути. Россия еще не сказала своего главного слова в тюнинге, но однажды это обязательно произойдет. И ЕММА как раз выполняет задачу формирования рынка и культуры тюнинга в нашей стране, демонстрируя своих лучших представителей и обозначая тенденции.

– Дилеры при продаже авто настаивают на том, что именно в их сервисах необходимо производить замену штатной аудиосистемы, если машина на гарантии. Правомерны ли такие действия?

– Они не вправе указывать владельцу, где ему устанавливать дополнительное оборудование. Единственный нюанс – дилеры могут рекомендовать сервис, где вас обслужат с соблюдением правил завода-изготовителя. Это может быть как сервис дилера, так и сторонняя фирма, имеющая договор с дилером и сертификат на проведение соответствующих работ.

К примеру, я, как руководитель тюнингового агентства, доволен тем, что мы подписали большое количество договоров с дилерами, по которым имеем право обслуживать автомобили без потери гарантии. Для этого наша компания прошла определенную проверку и получила соответствующее заключение.

Дилеров можно понять. Если вы имеете многомиллионный бизнес, дорожите своей репутацией, то, конечно, ради гарантии качественного обслуживания стараетесь замкнуть сервисное обслуживание на себе. Но в России это принимает некие гипертрофированные формы, и зачастую дилерами движет не желание предоставить качественные услуги, а жажда наживы. Соглашусь, что некоторые автосалоны сейчас ведут активные действия в этом направлении и это становится проблемой для развития тюнинга.

Агентствам и студиям тюнинга, которые испытывают прессинг со стороны дилеров, могу посоветовать одно: приходите в ЕММА! Когда ты, к примеру, чемпион России по автозвуку, мало у кого возникнут сомнения в твоем профессионализме. Присоединяйтесь к ЕММА, через нее ваш бизнес пойдет в гору.

– На рынке тюнинга много различных компаний, предлагающих разрозненные услуги: только обшивка салона или только аэрография. Какой перечень услуг оптимален для конкурентоспособности студии на рынке?

– Это зависит от региона, от менталитета и многих других факторов. В Америке в десятки раз более узкая специализация студий, к примеру производство только сабвуферных коробок.

Мой совет: настоящая профессиональная тюнинговая студия должна предлагать максимум услуг высокого качества. Если вы предлагаете клиенту широкий спектр услуг, но при этом что-то делаете хорошо, а что-то плохо, то вы клиента теряете. Автовладелец, которому однажды плохо перетянули кожей салон, никогда больше ни в одну тюнинг-студию не обратится. Такие непрофессионалы мешают нашему бизнесу. Поэтому, прежде чем предлагать клиенту какую-либо услугу, вы должны отдавать себе отчет, сможете ли вы все сделать качественно, быстро, в срок и за те деньги, которые пообещали клиенту.

Проще не бывает

– В этом году изменились правила проведения соревнований «ЕММА – Россия». На основе чего вносятся поправки? Они упростят или усложнят судейство и участие в чемпионате?

– На последнем чемпионате ЕММА в Европе присутствовали 25 представителей из 28 стран. Это рекорд за всю историю проведения caraudioсоревнований в мире. Когда выходишь на такой уровень, ты должен учитывать в правилах интересы всех стран – участниц ЕММА. Поэтому изменения сделаны именно так, чтобы уравнять шансы людей из разных стран. К примеру, раньше у нас был ценовой класс, где спортсмены участвовали в соревнованиях по качеству звука, имея на борту оборудования на сумму не более 2000 евро. Но спортсмен из Англии имел два усилителя на борту, а спортсмен из Хорватии – три, потому что цена в Англии на то же самое оборудование на 70% выше, чем в Хорватии. И, встретившись в ноябре прошлого года, международные судьи внесли все эти нюансы в правила проведения чемпионата ЕММА, действуя в направлении упрощения судейства и более честной конкурентной борьбы. В результате у нас увеличилоськоличество спортсменов, теперь полностью отсутствуют протесты, так как правила стали понятнее и проще и соответственно стало интересней соревноваться.

Подпишитесь на «За рулем» в