Европротокол вместо монтировки

Европротокол вместо монтировки

Минфин приготовил приятный подарок автовладельцам и автолюбителям. Как заявила на днях на конференции замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, в правительство внесены поправки, согласно которым возмещать ущерб от аварии по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) будет не компания – страховщик виновника ДТП, а компания, в которой застрахован пострадавший автомобилист.

Если обычно компания – страховщик виновника ДТП часто всеми способами старается затянуть процесс оформления возмещения, то теперь, возможно, этой волокиты не будет. Обещают даже разбор ДТП без участия гаишников. Правда, упрощенное оформление возможно только в случае, если в аварии не пострадали люди и ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Но главное и необходимое условие – это согласие участников аварии с обстоятельствами ДТП.

Несмотря на то что поправки к законопроекту пока только рассматриваются, у правозащитников, в том числе оренбургских, уже появились вопросы. К примеру, на последнем съезде Российского союза автостраховщиков было заявлено, что, для того чтобы клиент после ДТП всегда обращался именно в свою страховую компанию, страховщикам придется собрать 24,565 млн. руб. Невольно возникает вопрос: а не скажется ли это в очередной раз на стоимости страхового полиса по ОСАГО? Да и хватит ли у чиновников терпения довести закон до европейского уровня или так называемого европротокола? Прояснить ситуацию мы попросили председателя оренбургской коллегии адвокатов «Евроюрис» Александра Чебачева.

Волю страховщикам, свободу гаишникам

– Правда ли, что новый закон позволит разбирать аварии без участия гаишников?

– Действительно, законопроект «О внесении изменений в Закон об ОСАГО», направленный на то, чтобы упростить оформление мелких ДТП без участия сотрудников ДПС, по мнению правительства, преследует благую цель. Работники Белого дома вняли мольбам ГИБДД о том, что придорожный милиционер – не писатель. Сколько ему, бедолаге, приходится исписывать бумаги при выезде на ДТП, шагать с рулеткой, составляя схему аварии, да и людей в форме не хватает для поездок по российским просторам.

– Кто же реально будет разбираться в ДТП, если не ГАИ?

– Не зря говорят: дьявол всегда кроется в деталях. Сейчас виновного в нарушении правил дорожного движения определяет ГИБДД, а виновника аварии – суд. Теперь же страховые компании будут определять, кто виноват в ДТП и кому положена выплата. Даже если один из участников аварии считает себя виновным, а другой пострадавшим, страховщики могут решить иначе. Именно поэтому предлагается срок рассмотрения страховщиками заявления и документов потерпевшего увеличить с 15 до 30 дней. Лучше договаривающимся от этого вряд ли станет. Из 2402 жалоб на страховщиков, поступивших в прошлом году в Росстрахнадзор, около 50% касались несоблюдения сроков выплат, а 23% – необоснованных отказов в выплатах из-за вольной трактовки страховыми компаниями законодательства в свою пользу.

Русский вопрос

– Говорят, что страховые компании греют руки на ОСАГО и правительство просто хочет их потеснить?

– В этом есть доля истины. Недавно Минфин РФ ознакомил руководство страны с цифрами, свидетельствующими о том, как прибыльно работают страховые компании. Страховые взносы составили 63,9 миллиарда рублей, а выплаты – 31,7 миллиарда, то есть меньше половины. Кроме того, из 32 тысяч жертв ДТП страховые выплаты получили всего 5 тысяч человек. В Минфине убедились, что средние выплаты по ОСАГО не превышают 20 тысяч рублей, и рекомендуют систему прямого регулирования.

– Неужели новый документ сможет обязать страховщиков на все 100 процентов соблюдать в России европейскую схему автострахования?

– Как практикующего адвоката и водителя, меня настораживает поспешность, с которой в России пытаются внедрить европейскую практику.

Юридический и житейский опыт подсказывает: европротокол вначале должен быть обкатан в отдельных регионах и только потом распространен на всю страну. Нашим водителям, ездящим по разбитым дорогам со слепыми светофорами, дорожной разметкой на три месяца в году и т.д., к тому же не очень законопослушным и не доверяющим друг другу, психологически очень трудно будет достичь согласия об обстоятельствах ДТП. Если каждый из двух участников будет утверждать, что ехал намигающий зеленый, без ГИБДД опять же не обойтись. Думаю, что страховщики не альтруисты и своей прибыли не упустят. Но то, что умению договариваться европротокол поспособствует и будет развивать у россиян толерантность, у меня сомнений нет. Вероятно, тогда и уйдут в прошлое ситуации на дорогах, когда после ДТП водители выясняют отношения с помощью монтировок.

Подпишитесь на «За рулем» в