Вышел немец из тумана…

Вышел немец из тумана…

Маленькую прибрежную креветку, обитающую в шельфовой зоне дальневосточных морей, местное население зовет чилимом. Такое же название имел когда-то невероятно популярный пивной бар на Спортивной во Владивостоке. Кроме того, чилимами жители соседних городов называют самих владивостокцев – за то, что этот город в начале лета представляет собой натуральную водяную баню, в которой барахтаются несчастные креветки – горожане.

Да уж, в сезон туманов влажность воздуха, бывает, неделями держится на отметке 100% – как бы действительно жабры не выросли… Самое обидное при этом, что всего лишь в полусотне километров в глубь материка погода стоит просто замечательная – яркое солнце успешно поджаривает уссурийцев, арсеньевцев и жителей славного города Партизанска. А вблизи моря в это время волны тумана растекаются по улицам приморской столицы и других прибрежных городов и поселков как напоминание о том, что широта Владивостока хоть и крымская, но долгота, как ни крути, колымская и теплые воздушные массы неминуемо встречаются с холодными морскими течениями.

Дополнительный свет

Основой же другого явления – неумения правильно пользоваться противотуманными фарами часто служит не совсем верное представление об их назначении.

Для начала попробуем вспомнить о том, что говорят правила дорожного движения. Пункт 19.4 ПДД гласит: «Противотуманные фары могут использоваться: в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар; в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар; вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 19.5 Правил». Следующий пункт перечисляет условия, при которых должен быть включен ближний свет, поэтому касаться его мы не будем. Нас больше интересует упоминание про недостаточную видимость. Те же правила толкуют ее как «видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки».

С темным временем суток все ясно. Ездить ночью без света не совсем комфортно – можно проскочить «мимо кассы». А вот туман, дождь и снегопад вызывают вопросы. Обязательноли включать противотуманки, если водитель обладает острым зрением и видит серую пелену насквозь? Эдаких Зорких Соколов среди чилимов достаточно – в любой туманный день улицы Владивостока полны автомобилей, едущих с выключенными противотуманками. Опросы на улицах показывают, что главным мотивом игнорирования установленной японцами опции является простодушное «я и так все вижу».

С другой стороны, туманным днем дополнительные фары и впрямь помогают мало – почти не улучшают видимость дорожного полотна. Для того чтобы убедиться в этом, мы выехали в один из туманных дней на известный своей мерзопакостной погодой район бухты Тихой.

Слепой платит дважды

Если вообразить себя Орлиным Глазом, то включать противотуманки, казалось бы, и незачем. Оговоренные правилами 300 метров худо-бедно просматриваются, движение спокойное, никто никуда не гонит. Включение противотуманных фар на видимость дороги никак не повлияло: ямы впереди просматриваются точно с такого же расстояния, что и без них. Разве только приборная панель осветилась и показания цифр и стрелок стали заметнее. Что ж, хоть какой-то плюс.

Едем по улицам, пытаемся найти беспросветную мглу, чтобы выявить полезность включенного света. Накатывающиеся с моря серые волны мороси временами становятся очень плотными, но рассеянный солнечный свет все-таки освещает местность надежно – на долю фар ничего не остается. Останавливаемся перекурить и подумать... Пока стояли, морось покрыла частыми каплями левое зеркало и стекло в придачу. Трогаемся от обочины – и вдруг визг тормозов и громкий сигнал. Откуда ни возьмись из тумана выскакивает Toyota Town Ace и едва не врезается нам в левый борт. Мама дорогая, да ведь его в это запотевшее зеркало и видно-то совсем не было! Микроавтобус ехал, как и многие другие, не включая противотуманок, и его водитель был уверен, что толку от них нет. Признаться, и мы так думали, когда пытались с их помощью лучше разглядеть дорогу. А вот следующий за Town Ace автомобиль в зеркале был замечен сразу, так как желтые огни противотуманок появились из-за поворота еще до того, как из тумана выплыл сам корпус.

Так вот какова основная задача противотуманных фар! Обозначить движущееся транспортное средство, а вовсе не пробивать лазерным лучом влажную пелену. Хотя и с этой задачей в подходящих условиях они неплохо справляются. Ну да, ведь корабли в тумане тоже ориентируются по мачтовым фонарям в том числе, а первой заповедью скрытного подхода к противнику является погашение всех бортовых огней. Атаковавший нас Town Ace оказался неплохо замаскированным, но почему вдруг мы оказались для него врагами? Пожалуй, боевое столкновение явно не входило в его планы, иначе бы водитель микроавтобуса не стал сигналить и тормозить, а с размаху пропорол нам борт, высадил десант и уложил на землю с руками за голову, выйдя из схватки победителем.

Что скажет наука?

Попробуем разобраться, какова роль противотуманок в безопасности движения, с помощью высоких технологий. На роль хай-тек-измерителя мы взяли цифровой фотоаппарат Olympus E-10 и переставили ручку регулировки фокусного расстояния в режим Auto. Подходящим местом для съемок оказался крутой поворот на заросшей лесом загородной дороге, где роль видимости попутного и встречного транспорта очень важна. Начинаем съемку автомобиля, оставленного на обочине в густом тумане, с расстояния 20 метров. Первый кадр – включенные габаритные огни и противотуманные фары. Автофокус, имитирующий человеческий глаз, четко схватил картинку, и камера сделала снимок. Так, теперь усложним задачу, выключив противотуманки и оставив одни габаритные огни. Немного пошевелив электронными мозгами, Olympus увидел-таки автомобиль и запечатлел второй кадр. Молодчага! А что если выключить все световые приборы? Стеклянный глаз автофокуса в недоумении принялся шарить взглядом по мутной пелене, а шуршание в глубине камеры демонстрировало, насколько непростой оказалась задача для искусственного «интеллекта».

Так и не сумев сфокусироваться, техника расписалась в бессилии, одновременно подтвердив предположение о том, что глаз человека может запросто не заметить в тумане неосвещенную машину.

Последствия этого несложно представить. Не видя несущегося авто, пешеход может выйти на проезжую часть, попутный водитель начать маневр,а встречный – пойти на обгон. Бр-р-р… Ох, не зря японцы оборудуют свои машины противотуманками – климатто у них похож на приморский, а отношение к безопасности не чета нашему. Так что срочно переходим из разряда Зорких Соколов в разряд Мудрых Сов – и светим, светим своими желтыми глазами…

Подпишитесь на «За рулем» в