Автомобиль в сердце России
Организаторы самой первой выставки «Автомобиль в сердце России» не ожидали, что название окажется столь точным и пророческим. Сегодня в Татарстане успешно развивается автомобильный кластер, способный по многим показателям превзойти нижегородский и самарский. Производители – от КамАЗа до FIAT – получают здесь все необходимое, республика способна обеспечить их производственными площадками без ущемления интересов собственников. Автомобили, которые выпускаются в Татарстане уже сегодня или скоро начнут сходить с конвейера, практически полностью покрывают весь спектр потребностей рынка: большегрузные тягачи, среднетоннажные и развозные грузовички, городские автобусы, внедорожники, легковые автомобили доступных классов.
Участники более чем из 20 городов, которые представили продукцию производителей, задающих тон в мировой автомобильной промышленности, почти 25 тысяч посетителей, многомиллионные контракты – все это 12-й Казанский автосалон. Он удивил своим размахом: в прошлом году площадь, занимаемая экспонентами, составляла 2316 кв. м, а в нынешнем – более 4600 кв. м. Менеджеры выставочного центра «Казанская ярмарка» отметили, что высокий уровень автосалона обусловлен ростом профессионализма коллектива, и с этим трудно не согласиться.
Экспансия автопроизводителей из Китая не обошла стороной и Казанский автосалон. Основной упор продавцы машин из Поднебесной сделали на коммерческие автомобили, пусть не блещущие качеством изготовления, зато приятные глазу. Грузовички, перевозящие тонну поклажи, стоят около 350 тысяч рублей и конкурируют с дизельными «Газелями». В Калининграде уже собирают лицензионные Yuejin, так что если «алюминиевые» хозяева ГАЗа никак на это не отреагируют, то наши мелкие предприниматели вскоре сделают окончательный выбор в пользу китайской продукции.
На более солидных покупателей были нацелены экспозиции ведущих европейских производителей. Огромные сверкающие МАN, Volvo, Scania, Renault... Европа заинтересована в рынке Приволжья. Отмечу, что парк грузовых Volvo в нашем регионе превышает 1000 автомобилей, в Татарстане функционирует фирменная сервисная станция, способная обслуживать до 20 грузовиков в сутки.
Лицом к рынку повернулся в этом году и автогигант на Каме, и это видно не только по яркой окраске машин. Была представлена весьма широкая гамма автомобилей, в основном низкорамников на платформе КамАЗ-4308. Это правильно! Самосвалы марки КамАЗ, которые «грязи не боятся», и так расходятся как горячие пирожки, междугородные и международные перевозчики, естественно, предпочтут те же Scania или Volvo, а вот возить грузы по городским улицам лучше и дешевле на наших, родимых.
В Казани сейчас активно обновляется автобусный парк, поэтому довольно странным выглядело отсутствие на выставке НефАЗов, китайских и корейских автобусов, на которые и делается ставка. Видимо, они отказались от участия в выставке из соображений экономии, поскольку немало израсходовали на проталкивание своей продукции в автобусный парк города. Очень красивые, удобные и непомерно дорогие низкопольные автобусы MAN и Scania, показанные на автосалоне, можно расценивать лишь как группу поддержки одноименных грузовиков.
Активно вышедшая на рынок компания «КАН-Авто», официальный дистрибьютор АВТОВАЗа в Татарстане, подготовила великолепную экспозицию тольяттинских машин. По оформлению стенда и количеству представленных моделей АВТОВАЗ превзошел, наверное, всех участников всех автомобильных выставок в стране.
Заряженная Kalina GTI, Kalina в кузове универсал, Priora – хэтчбек и 3-дверное купе – притягивали публику как магнит. Настоящими шоу-стопперами стали раллийный вариант Kalina и Lada Revolution, единственный спортивный автомобиль среди отечественных. Все машины были расставлены весьма свободно, чего не хватало на других стендах. Вот он, профессиональный подход!
Отстроив новые салоны, ведущие автомобильные дилеры республики вновь почтили «Казанскую ярмарку» своим присутствием. И, понимая, что покупателя надо привлекать не только телерекламой, весьма впечатлили публику экспозициями.
На стенде «ТрансТехСервиса» шоу-стоппером служил Porsche Boxster. ТТС блеснул: роторная Mazda RX-8 и легендарный родстер Mazda MX-5, британский флагман XJ с алюминиевым кузовом и великолепное купе XK от Jaguar заставляли публику надолго задерживаться на его стенде. А еще были представлены Mitsubishi Evo IX, новейший Lancer и два MINI Cooper.
Казанцы давно– если не сказать, никогда – не видели такой автомобильной феерии. Единственный прокол маркетологов – это выбор цвета экспонатов. Да, черные машины весьма популярны у россиян вообще и у казанцев в частности, но этот цвет не смотрится на подиуме, тем более когда авто стоят борт к борту.
«Акос» выставил всю гамму внедорожников SsangYong (включая пикап Action), вытеснивших с конвейера ЗМА древнюю «Оку». Здесь же красовались Infiniti, набирающие широкую популярность в узких кругах. Интересно, что машины люксового подразделения Nissan представил и автосалон «Сапсан»; они стояли рядом с еще не успевшим примелькаться семейным Ford S-MAX и экстремальным Ford Foсus ST170.
В общем, автомобильные дилеры республики привезли на автосалон в основном эффектные и дорогие машины. Наверное, это правильно, поскольку на выставке надо показывать себя во всей красе, а бюджетные иномарки и так разбирают очень охотно.
Интересную машинку показал «Центр-Б». У автомобиля с непривычным названием Changhe Ideal постоянно толпился народ. Приятный дизайн, вертикальные фонари, хорошая комплектация с электропакетом и кондиционером, экономичный шестнадцатиклапанник объемом 1,1 л и длина 3,6 м обещают сделать Ideal действительно идеальной машиной для города. Вот только незадача – она еще не получила российскую сертификацию, даже шильдик на задней двери выписан китайскими иероглифами.
Порадовала публику экспозиция олдтаймеров. К сожалению, она разместилась на задворках выставки. А ведь сверкающая «Чайка», 21-е «Волги», «Победы», военные ГАЗ А и ГАЗ-67, старые мотоциклы и прочие раритеты, заботливо восстановленные, заслуживают более достойного места.
Можно было бы рассказать еще о традиционных для Казанского автосалона соревнованиях по тюнингу и автозвуку; о «ночных волках» – в коже и заклепках, – приехавших на открытие и встреченных аплодисментами публики; о том, что павильон автомобильных аксессуаров в этом году был не банальным рынком, а площадкой для профессионалов своего дела...
Да, Казанский автосалон, прошедший в двенадцатый раз, поднялся на качественно иной уровень. И очень хочется надеяться, что «Казанская ярмарка» этот уровень, как минимум, сохранит.