Переходим на газ?

Переходим на газ?

Цены на бензин растут, и остановки пока не видно. Не случайно многие сегодня задумываются о переходе на газ.

Прежде чем принять решение, нужно посчитать, стоит ли овчинка выделки.

Комплект газобаллонного оборудования и затраты на его установку обойдутся примерно в 10 тысяч рублей, но газ вдвое дешевле бензина (10 рублей за литр против 20 целковых). Допустим, годовой пробег машины – 30 тысяч километров, расход бензина – 10 литров на 100 километров. То есть за год в выхлопную трубу вылетает около 60 тысяч рублей. Расход газа в силу технических особенностей больше примерно на 10%, значит, за него нужно будет заплатить при таком же пробеге 33 тысячи рублей. Итого 27 тысяч рублей экономии, а чистая прибыль за вычетом цены ГБО уже за первый год эксплуатации составит 17 тысяч рублей.

Однако все имеет не только плюсы, но и минусы.

Минусы

Теплотворная способность бензина 10 572 ккал/кг, плотность 0,73 кг/л. Соответственно энергия единицы объема (отнесенная к литру) составляет 7718 ккал/л. Теплотворная способность летней пропан-бутановой смеси 11 872 ккал/кг, плотность 0,545 кг/л. Энергия единицы объема составляет 6470 ккал/л. То есть 1,19 литра газа эквивалентны 1 литру бензина. Отсюда и больший расход этого топлива. К тому же немного, примерно на 5%, падает максимальная мощность двигателя. Впрочем, заметить это падение при обычной эксплуатации почти невозможно – максимум используется лишь при резких разгонах и движении с максимальной скоростью.

Плюсы

Октановое число газа 103–105, что полностью исключает детонацию и связанные с этим явлением проблемы.

Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом двигатель работает мягче.

Газ не разжижает и не окисляет моторное масло – сроки его замены можно увеличить.

При сжигании газа образуется почти в два раза меньше СО. Газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров – уменьшается износ цилиндропоршневой группы.

Современное газобаллонное оборудование устанавливают на автомобили с впрысковой системой подачи топлива и даже с турбонаддувом. Увеличив расход газа, можно поднять и мощность двигателя (так называемым чип-тюнингом) или, наоборот, уменьшить расход по отношению к бензину. Кроме того, возможен автоматизированныйили ручной переход с одного вида топлива на другой.

Выводы

Экономический: переход на газ тем более оправдан, чем больше расход топлива и среднегодовой пробег автомобиля. В общем, если у вас микролитражка, на которой вы ездите по выходным на дачу, то игра не стоит свеч, а если прожорливый седан с изрядным багажником, наматывающий более 20 тысяч километров в год, – ГБО окупится быстро.

Технический: проблемы, связанные с разницей свойств газа и бензина при установке современных ГБО сегодня уже неактуальны.

Подпишитесь на «За рулем» в