Ветеран выходит на дорогу

Ветеран выходит на дорогу

Мы уже не раз рассказывали об авторетроклубе «Эксклюзив», работающем при невинномысском Центре детского технического творчества. Здесь подростки под руководством лидера клуба Максима Маланина осваивают азы автодела, находят и реставрируют старые машины, организуют выставки автораритетов. Недавно у клуба появилось новое направление – мотоциклетное. Начало ему дал мотоцикл Иж-49 1953 года выпуска.

– Этот мотораритет был найден случайно, – говорит Максим Маланин. – Он долго пылился в гараже у одного дедушки – тот не ездил на Иже с 1987 года. А вообще в городе второй такой вряд ли найдется.

Теперь у ребят из «Эксклюзива» появился опытный образец, на примере которого они могут изучать устройство двухколесной техники.

Ценно, что практически все детали мотоцикла оригинальные, сохранился даже родной госномер желтого цвета. Очень необычно выглядит рычаг ручного переключения скоростей – он расположен прямо на бензобаке.

Хотя 49-й простоял без движения 20 лет, завелся он без труда. Поездили на нем немного – на одометре всего 18 тысяч километров, редкий экземпляр доходит до наших дней в таком бодром виде. 66-й бензин, которым заправлялся Иж, давно не выпускается, но раритет без проблем перешел на А-76 и АИ-92.

Интересна история создания модели. Иж по праву считается классикой отечественного мотопрома, хотя родословная у него немецкая. Еще до войны на Ижевском заводе разработали 12 моделей мотоциклов, но в серию пошли далеко не все. Те, что выпускались, были компиляцией мотоциклов немецкой фирмы DKW – оборудование поступило на завод по репарации в 1946 году. Так, Иж-350 представлял собой практически копию немецкого DKW NZ 350. А в 1951 году с конвейера сошел Иж-49, в основе которого лежали немецкие конструктивные решения, обкатанные в условиях военной кампании второй мировой в Африке.

Впрочем, и для наших дорог доработанный «немец» оказался очень хорош: амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего обеспечивали хорошую проходимость в сложных условиях.

К тому же этот мотоцикл был очень надежен. Двухтактный одноцилиндровый низкооборотный двигатель объемом 346 куб. см, издающий солидный рокот, ломался очень редко и был всеяден.Весит такой силовой агрегат ни много ни мало 44 кг, а «сухая» общая масса машины – 150 кг. При мощности 10 л.с. Иж-49 способен разгоняться до 90 км/ч.

Неприхотливый мотоцикл был признан одним из лучших в Европе и активно экспортировался за рубеж. Всего с 1951 по 1956 год было выпущено более 500 тысяч «сорок девятых».

В серьезной реставрации новое приобретение клуба «Эксклюзив» практически не нуждается, разве что кое-что перебрать да подкрасить. Временно, для большего внешнего эффекта, эксклюзивцы установили на Иж специальную щелевую фару (такие использовались во время войны на мотоциклах других моделей – для конспирации в темное время суток).

После косметического ремонта раритет станет достойным экспонатом выставок старинной мототехники.

Подпишитесь на «За рулем» в