Советский supercar
Тюнинг раритетных автомобилей давно уже не новость для Омска. Но, пожалуй, впервые в нашем городе была проведена замена деталей кузова на «условно новые», произведенные еще в СССР.
Музей на колесах
ГАЗ-21 1968 года выпуска покупали зимой, в 35-градусный мороз. Взяли с собой аккумулятор, горячую воду. Раскопали вход в гараж, выкатили машину. Поставили аккумулятор, залили горячую воду, и… «старушка» завелась, поехала! Поначалу несколько непривычно было переключать передачи: рычаг КП – на руле. Зато машина, несмотря на возраст, шла плавно. Естественно, сразу же отправились на ТО. Сменили воду на тосол, масло в двигателе, КП и мосту, все рабочие жидкости. Прошприцевали все места смазки, поставили новый аккумулятор, карбюратор, бесконтактную систему зажигания. Заменили главный тормозной цилиндр и цилиндр сцепления, разработав свою конструкцию под раздельные цилиндры от современной «Волги», которые более эффективны в работе. И машина побежала, причем довольно резво – 110 км/ч.
В течение нескольких месяцев мы готовили автомобиль к реставрации. Решили восстановить ее в том виде, в каком она сошла с конвейера Горьковского автозавода. Оказалось, что большая проблема – найти оригинальные запасные части на подвеску, а главное – специалистов, которые добросовестно и качественно выполнят все работы.
Профессионалов мы нашли на одном из режимных объектов нашего города, перебрав до этого десятки сервисов и гаражных умельцев. Алексей Викторович Лукашов, начальник планово-экономического отдела производства, к которому мы обратились, оказался заядлым автомобилистом и с энтузиазмом поддержал идею:
– У нас есть все возможности для реализации вашего проекта. Автомобиль должен быть завтра в 8.30 у проходной.
Перед доставкой «Волги» на предприятие при нажатии на педаль тормоза из заднего правого колеса вырвался фонтан «тормозухи». Отправились снова в гараж, заменили рабочий тормозной цилиндр в сборе, прокачали тормоза, проверили работу всех систем.
Спецы в спецовках
Утром мы уже были на проходной завода. Машиной занялись «специалисты узкого профиля».
Восстановление автомобиля начинается с полной разборки. После того как из салона вынули все, под покрытием пола (типа линолеума) оказалась мастика неизвестного происхождения, которая успешно защищала пол от коррозии на протяжении 40 лет. Из дверей извлекли стекла со стеклоподъемниками. Проблема возникла при демонтаже ветрового и заднего стекол: резиновые уплотнители за десятилетия потеряли эластичность и буквально рассыпались в прах. Затем был сняты капот, крышка багажника, бамперы, откручены болты крепления петель дверей. Похоже, после сборки в 1968-м их демонтировали впервые. При демонтаже крыльев пришлось срезать болты.
Сняли радиатор и навесное оборудование, слили тосол из системы охлаждения. После разборки двигателя оказалось, что нужно заменить поршневые кольца, прокладки, сальники, маслосъемные колпачки, пружину редукционного клапана, вкладыши коленвала, масляные фильтры грубой и тонкой очистки. В сцеплении пришлось установить новый ведомый диск, протянуть крепеж главной передачи и балки моста, смазать подшипники и заменить прокладки в полуосях, в карданной передаче – смазать шарниры и шлицевые соединения.
Этапы тюнинга
Далее специалисты проверили состояние подшипников валов, уровень масла, отрегулировали механизм переключения передач, рулевой механизм, устранили качание маятникового рычага, подтянули крепление рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага к лонжеронам рамы. Затем проверили посадку сошки на валу и уровень масла в картере рулевого механизма. Полностью поменяли электропроводку, провели ТО стартера и генератора. Контрольные приборы и приборы освещения заменили на «новые, 40летней давности».
Передняя подвеска ГАЗ-21 независимая, рычажнопружинная и представляет собой самостоятельный узел. Подвеска в сборе прикреплена к лонжеронам рамы десятью болтами. Между поперечиной подвески и рамой установлены шумовиброизолирующие резиновые прокладки. Подвеска работает при помощи системы рычагов, вращающихся на резьбовых шарнирах, витых цилиндрических пружинах, и установленных в них амортизаторов двойного действия. Нижние рычаги качаются на оси, прикрепленной болтами к нижней части коробчатой поперечины. С осью рычаги соединены через резьбовые втулки, плотно ввинченные в головки рычагов, верхние и нижние рычаги шарнирно соединены через втулки и резьбовые пальцы с кованой стальной стойкой. Поворотные кулаки колес соединены со стойкой при помощи шкворней. После проверки состояния бронзовых втулок на наличие выработки, упорных подшипников, двух роликовых подшипников на оси поворотного кулака выясняется, что требуется замена всех резинотехнических изделий подвески, бронзовых втулок шкворней и последующая регулировка развала-схождения колес, а также регулировка подшипников ступицы, замена пресс-масленок и смазка всех шарнирных соединений.
В кузовном цехе полным ходом идет работа. Впереди установка крыльев и дверей, оформление салона, покраска кузова. Но об этом мы расскажем в одном из следующих номеров.