Окно в Европу

Окно в Европу

Дебют FIAT-508 Balilla состоялся 14 апреля 1932 года на автосалоне в Милане. Крупнейший итальянский автопроизводитель не остался в стороне от мировой тенденции массового производства малолитражек. Автомобилизация являлась частью государственной программы фашистской Италии наряду со строительством автострад и проведением знаменитой гонки Mille Miglia. В начале 30-х концерн FIAT Auto S.p.A. предлагал 15 новых моделей легковых автомобилей, некоторые из которых признаны шедеврами автомобилестроения. К последним относился и FIAT-508 Balilla.

Минимальный тариф

Модель завоевала заслуженное признание не только у автомобилистов Италии, но и всей Европы – дилерская сеть Fiat-508 охватывала почти все страны континента. Машинку полюбили и в теплой Греции, и в холодной Норвегии. Крайне высокие и низкие температуры практически не сказывались на эксплуатации. Закрытый кузов итальянской малолитражки был цельнометаллическим, а под капотом стоял 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 995 см3 и мощностью 20 л.с. при 3400 об/мин, который на хорошей дороге позволял развивать скорость до 80 км/ч. Подвеска всех колес была выполнена на полуэллиптических рессорах с гидравлическими рычажными амортизаторами, тормоза барабанные.

Коробка передач 3-ступенчатая, но только до 1934 года, пока модель не модернизировали.

Обводы кузова стали более плавными, мощность двигателя возросла до 24 л.с. при 3800 об/мин, число передач увеличилось до четырех. На рисованной обложке рекламного буклета красовались слоганы La nuova Balilla per tutti («Новая Balilla для всех») и Eleganza della signora («Элегантность женщины»). Но машинка получила совсем другое прозвище – T ariffa m i n i m a, о з н а ч а ю щ е е «минимальный тариф», из-за низкого расхода топлива, который составлял всего 8 л на 100 км. На базе усовершенствованного FIAT Balilla были созданы спортивные модификации 508S Sport, 508/110C и 1100L, а также гоночный родстер 508С ММ. Всего с 1932 по 1937 год концерн только на своих итальянских предприятиях сумел изготовить 113 095 автомобилей FIAT -508 всех модификаций. Кроме стандартных 2- и 4-дверных седанов сам завод изготавливал 2-местный родстер, низкий стремительный спайдер и 4-дверный фаэтон, именовавшийся в каталоге «торпедо».

Дойче вита

FIAT -508 Balilla делали не только в Италии, но и в других странах. В Великобритании модель была известна под именем FIAT England, в Чехословакии производилась под маркой Walther, испанцы назвали малолитражку FIAT Hispania, а французы со своей системой обозначения через налоговую мощность – Simca 6 CV.

В Германии производством моде ли 508 занималась фирма NSU из города Некарсульма, известная своими мотоциклами и велосипедами. В 1929 году эта фирма построила еще один завод в Хайльбронне, который она предоставила концерну FIAT для создания совместного производства автомобилей итальянской марки, получивших двойное наименование NSU-FIAT. Там в 1932 году и началась жизнь немецко-итальянских малолитражек, которые собирали на заводе из присланных комплектов. Два года спустя началось производство немецкого варианта FIAT-508, отличавшегося штампованными колесными дисками и цельными бамперами. Ранние образцы машин, собранных в Хайльбронне, имели четыре открывающиеся форточки-лувры на боковинах капота, у итальянцев всегда были обычные штампованные лувры. Сама машина именовалась NSU-FIAT 1000 – по округленному объему двигателя.

Всего совместное производство NSU-FIAT изготовило 4672 машины модели 1000, а в 1936 году приступило к сборке более современных моделей итальянской марки и занималось этим до начала войны. Даже после ее окончания NSU продолжала выпуск итальянских машин в Германии.

Квартирный вопрос

Именно немецкий NSU-FIAT 1934 года выпуска волею судеб оказался в России и не пропал на ее просторах. Сейчас этот автомобиль – одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода, а его хозяина Виктора Васильевича Горелова можно найти, спросив лишь: «А где живет владелец старинного автомобиля, который хранится в квартире?» Кто-то, может, и покрутит пальцем у виска, кто-то удивленно пожмет плечами, а другой скажет, что знает о таком необычном автовладельце, и укажет его адрес. Жилой дом, где обитает хозяин автомобиля, тоже необычный: по планировке похож на английский особнячок – дверь с улицы ведет не в подъезд, а прямо в квартиру, где у Виктора Васильевича еще и мастерская.

Между прочим, в процессе реставрации там находится еще один раритет. FIAT обитает в соседней комнате, которая имеет полноценные двустворчатые гаражные ворота, открывающиеся во двор.

Реставрировал NSU-FIAT Виктор Горелов своими руками, а результат его работы на уровне профессиональных мастерских. Состояние автомобиля идеально и близко к аутентичному за вычетом деревянных подножек и спицованных колес. Еще у хранящегося в квартире автомобиля не залито в двигатель масло, а в бензобак топливо. Таковы требования пожарной безопасности. Так что для запуска машины нужно совсем немного.

По городу FIAT передвигается в основном на буксире или эвакуаторе. Соседи по дому к Виктору Васильевичу относятся с большим уважением, а к «домашнему» автомобилю уже привыкли, тем более что во дворе стоит два больших гаража, где находится еще несколько олдтаймеров.

Подпишитесь на «За рулем» в