За битую небитую дадут
Вступило в силу решение Верховного суда, обязывающее страховые компании компенсировать автовладельцам утрату товарной стоимости попавшего в ДТП автомобиля. По мнению правосудия, правила автострахования противоречат действующему законодательству.
Судебные инстанции уже не раз посягали на правила ОСАГО. Высший арбитражный суд в свое время постановил, что страховщик виновника аварии должен заплатить пострадавшему, даже если виновник не был вписан в полис и управлял авто по доверенности. Затем ВАС обязал страховщиков при ремонте автомобилей по страховке ОСАГО оплачивать ремонт полностью, без учета износа деталей. Также вступили в силу поправки в Закон об ОСАГО, которые закрепляют сохранение так называемой страховой истории за водителем, а не за автомобилем, как было раньше.
Теперь внимание судебных органов привлек размер возмещаемого ущерба, который страховщики выплачивают автовладельцам, пострадавшим в ДТП. Поводом для данной поправки послужили многочисленные жалобы водителей. По их словам, даже после незначительной аварии и необходимого ремонта машина все равно теряет свою первоначальную стоимость. В результате во время продажи автомобиля ее бывший владелец в любом случае терпит определенные убытки и, следовательно, вправе потребовать от своей страховой компании возмещение этого ущерба. На авторынках давно уже устоялся специальный термин «утрататоварной стоимости»(УТС). До сих пор страховщики легко парировали этот выпад, цитируя пункт 63 Правил ОСАГО о размере компенсации ущерба. Согласно этому правилу величина возмещения убытков по ОСАГО – это средства, «необходимые для приведения имущества в состояние, в которомононаходилосьдонаступления страхового случая». То есть раньше страховщики признавали за собой лишь обязанность компенсировать владельцу затраты на ремонт автомобиля.
Что стало поводом для изменения законодательства? Владелец «Волги», ремонт которой после ДТП обошелся в 20 тысяч рублей, а УТС составила 8 тысяч рублей, потребовал у страховой компании возместить эти убытки. Однако страховщик категорически отказался компенсировать УТС. И тогдаводитель обратился в Верховный суд, который неожиданно принял его сторону и признал частично недействующим пункт правил «в части, исключавшей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости». Так был создан прецедент. Теперь страховые компании, заключившие договор ОСАГО, при наступлении страхового случая будут обязаны помимо ремонта машины оплачивать и утрату товарной стоимости автомобиля, то есть разницу между ценой до и после аварии. А автомобилисты отныне вправе рассчитывать на увеличение страховых выплат. Между тем оренбуржцы уже давно поняли, что отстоять право на выплату УТС можно. Если только сильно постараться.