Оренбургское столпотворение
Тридцатиградусная жара и километровые пробки, перегруженные проспект Победы, улицы Комсомольская, Шевченко, Пролетарская, 8 Марта в центре и другие основные артерии города – вот первые болезненные симптомы, с которыми столкнулись оренбургские водители с началом дорожной реконструкции. Нервные водители маршруток срывают зло на нерасторопных, не менее измученных пассажирах. Постоянный гул клаксонов нагружает и без того кипящие мозги, из-под капотов перегретых машин клубится пар. Нередко неуправляемое раздражение перерастает в агрессию, часто заканчивающуюся ничем не оправданными ДТП, которые, в свою очередь, еще больше сгущают дорожные заторы. Гаишники, как дирижеры, нервно размахивают регулировочными жезлами. Если бы на все автомобили установили мегафоны, то Оренбург огласил бы многоголосый гул из отборного мата. Понимая взрывоопасность ситуации, работники мэрии обратились к горожанам с просьбой быть терпимыми к трудностям, связанным с дорожными работами.
Строим в долг
А все началось с благой вести о том, что российские власти намерены выделить Оренбургу на ремонт дорог 422 миллиона рублей. Еще 60 миллионов обещали из городского бюджета. Раньше все лакомые кусочки из центра уходили на ремонт федеральных и областных трасс, наконец перепало и городу.
Если в 2006 году из бюджетов всех уровней на ремонт дорог направлялось 129 миллионов рублей, уточнили в городской администрации, то в этом – уже 600 миллионов. Всего же в рамках федеральной программы «Дороги России» Оренбургу, как городу с населением более полумиллиона человек, в течение 2007 года из бюджета страны будет выделено свыше 500 миллионов рублей – примерно по тысяче на каждого жителя. В Оренбург средства поступят только в октябре, но отработать их нужно заранее, иначе в следующем году Москва не будет так щедра. Навстречу пошли подрядные строительные организации, которые согласились строить и ремонтировать дороги в долг. А в мэрии предоставили дорожникам возможность воспользоваться льготным кредитом. Закончить все ремонтные работы горадминистрация обещает к середине октября.
Ни копейки налево
По плану с 9 июля по 15 октября нужно отремонтировать 13 городских улиц, а также основные автомагистрали – Донгузскую, Чкалова, Гагарина, Мира и Постникова.
Реконструировать обещают все въездные магистрали в город, кроме проспекта Братьев Коростылевых, который в этом году только подлатают, а в следующем капитально отремонтируют. Приведут в порядок не только дороги, но и тротуары, установят бордюры.
Говоря о качестве дорог, бывший замглавы города по градостроительству, архитектуре и земельным вопросам Сергей Петров отметил, что к работе уже подключены спецлаборатории, представители которых будут брать на анализ пробы асфальта и отслеживать, каков его слой, соблюдены ли необходимые требования.
Чиновники клятвенно пообещали: за расходованием средств будет вестись строжайший контроль и ни одна машина с материалами не уйдет налево.
Ремонту подлежат и дороги в частном секторе. Их уже обновляют черным срезом – старым асфальтом, который снимают с центральных улиц города. Такой способ ремонта качественным не назовешь, но раньше и этого не было.
Темно, однако
Водители с раздражением замечают, что ремонтировать можно было бы в три раза быстрее, если бы асфальт клали не только днем, но и ночью, когда транспорта на дорогах практически нет. Однако, по словам директора оренбургского МУП «Управление капитального строительства» Дениса Зеленцова, попытки работать в ночное время успехом не увенчались. Пока нет ни опыта, ни необходимого контроля, и прежде всего нет спецтехники для ночного освещения. Кроме того, выяснилось, что дорожникам уже сейчас не хватает цемента, щебня и битума.
Между тем пробки стали проблемой и без масштабного ремонта. По свидетельству гаишников, только за последний год, с 2006-го по 2007-й, количество легковушек в городе выросло почти на 30 процентов – со 110 до 140 тысяч! При этом строительство новых дорог и развязок фактически не ведется. К примеру, в этом году власти города обещали построить абсолютно новые дороги только в нескольких микрорайонах в Степном поселке, которые, конечно, не решат проблемы.
По прогнозам специалистов, независимо от качества дорог уже через два–три года оренбуржцев ожидают «московские» пробки. Очевидно, чтонужно будет думать не только о ремонте старых, но и о строительстве новых дорог.