Последний Moskvich
Сотрудники газеты «За рулем – Ижевск» ездят на разных машинах – от «Оки» до Toyota Corolla. Но, пожалуй, самые оригинальные пристрастия демонстрирует дизайнер нашего издания Дмитрий Провоторов. Его можно увидеть за рулем отлично сохранившегося «Святогора» – рестайлинговой версии «сорок первого», оснащенной мощным двигателем Renault.
«Москвич» – это семейное
Водительская дверь открывается ключом. Чтобы распахнуть пассажирскую «калитку» изнутри, приходится тянуться через весь салон, и тут понимаешь, что он далеко не узкий. По внутреннему простору с этим автомобилем из отечественных может сравниться разве что «Волга».
– Это, наверное, и повлияло в свое время на выбор моего отца, когда 14 лет назад он купил «сорок первый», – рассказывает Провоторов, усаживаясь за огромную баранку. – Теперь, затеяв квартирный ремонт, я и сам оценил преимущества большого салона. При желании здесь можно и чугунную ванну перевезти.
С простором понятно, но неужели автомобилю 14 лет? В ответ на вопрос Дмитрий смеется и объясняет, что это уже второй «Москвич» в его семье. Тот, первый, был обычный, со слабохарактерным мотором от «Жигулей, а этот, купленный семь лет назад, совсем другое дело – под капотом 2-литровый агрегат Renault!
Прежде чем достаться семье Провоторовых, недоукомплектованный «Святогор» простоял на складе в Набережных Челнах два года.
Подгоняем под себя
Машина была куплена за 100 тысяч рублей. «Девятка» тогда стоила дороже раза в полтора. Низкая цена во многом объяснялась тем, что агонизирующий АЗЛК, окончательно испортивший отношения с поставщиками, не установил на «Святогор» часть элементов обшивки салона, а в багажнике не было ни одной пластмассовой детали. Проблему Провоторовы решили просто, перекинув недостающие элементы со старого «сорок первого», приготовленного на продажу.
– Этим мы не ограничились, – рассказывает Дмитрий Провоторов. – Заменили часть угловатой передней панели, сразу же поставили локеры. Потом появилась приличная «музыка» и литые диски. На такой вот автомобиль я и пересел этой весной, а отец изменил наконец отечественному автопрому, купив Ford Focus II.
До «Святогора» Дмитрий ездил на старенькой «восьмерке». Он с ностальгией вспоминает о богатом выборе тюнинговых комплектующих, позволявших подогнать стандартную внешность машины под собственные представления о прекрасном. Отсутствием в продаже подходящего обвеса отличие «Святогора» от вазовского «зубила» не ограничивается. На этих переднеприводных автомобилей нет ничего общего.
Два литра французского
Первое, что отмечаешь, пересаживаясь с вазовской «девятки» на «Москвич», – куда более внушительные габариты. Маневрировать на этакой барже в городском потоке поначалу нелегко, тем более что подвеска не терпит резких движений. Мягкая машина! И комфортабельная – ямы, стыки, рельсы и прочий дорожный рельеф «Святогор» проглатывает шутя.
С такой ходовой на 2 литра моторного объема смотришь иначе: не для городских гонок предназначены 112 лошадиных сил под капотом, а для полетов по трассе.
– Совсем недавно я ездил в Казань и очень удивился, когда понял, что даже на скорости 170 километров в час машина ведет себя отлично. Стелется, а не едет! – рассказывает Дмитрий. – Кстати, многие удивляются, когда узнают, что у «Святогора» 5-ступенчатая коробка передач.
Двухлитровый инжекторный двигатель отличается еще и экономичностью: в городе расход 95-го бензина не превышает 9 литров, а на трассе можно и в семь уложиться.
Детали не дефицит
За семь лет «Святогор» ни разу не заставил семью Провоторовых серьезно потратиться на ремонт. Случались какие-то мелкие неисправности, но к агрегатам претензий не возникало. Впрочем, это и неудивительно – на одометре скромные 38 000 километров пробега.
– Эта машина не видела зимы, эксплуатировалась только летом, – признается Дмитрий. – Я-то езжу на ней каждый день, а раньше это был дачно-прогулочный автомобиль. Плюс несколько путешествий на его счету, самое дальнее – в Казахстан.
В этом году «Святогору» не удалось с первого раза пройти техосмотр – разболталась рулевая рейка. Найти запчасть оказалось несложно, она ждала своего часа на складе одного из магазинчиков, специализирующихся на продукции АЗЛК. Обошлась в 1700 рублей. Заодно Дмитрий заменил передние пружины и амортизаторы (стойки для «Святогора» выпускает Monroe).
Сейчас состояние машины отличное, но хозяин все равно подумывает о продаже своего раритета. Ни мощный мотор, ни просторный салон не могут примирить дизайнера с тем, что автомобиль не радует внешним видом. «Святогор» создавался не для того, чтобы очаровывать, это всего лишь транспортное средство.