Преображение
По словам владельца одной из частных казанских автомастерских по кузовному ремонту Сергея Вавилова (его фирма не занимается тюнингом, но сам он близко знаком с этим рынком), в городе стандартный тюнинг предлагают около полутора десятков мастерских. Наиболее крупные из них – «Автолига», тюнинг-мастерскаяSEMgrafix, тюнинг-ателье «Мойдодыр», «Автограф», «Азино-сервис». Есть еще несколько частных фирм, которые себя не афишируют, информация о них передается от клиента к клиенту; разумеется, и цены у таких подпольных мастеров существенно ниже, чем в официальных ателье.
Один из основных элементов внешнего тюнинга – пластиковый обвес. Бампер, например, изготавливают индивидуально для каждого заказчика. Дизайнеры казанских автомастерских, пользуясь специальными компьютерными программами, способны воплотить в жизнь самые немыслимые фантазии клиента. После установки бампера на авто эскиз уничтожается – это гарантия эксклюзивности. Изготовление бампера с покраской обойдется примерно в 20 тыс. рублей. Пластиковый обвес, опять же с учетом индивидуальных пожеланий, делается также на крылья, двери, капот и даже крышу.
Очень модное нынче направление в тюнинге – полная переделка кузова, в том числе расширение колесных арок под диски большего диаметра. Можно изменить облик задней части автомобиля, установить другой формы дверь багажника, поставить иные фонари, переделав посадочное место под них.
Владельцу, к примеру, российской «двенадцатой» это удовольствие обойдется где-то в 15 тыс. рублей (с учетом компьютерного подбора краски и самой покраски). Если есть желание, можно преобразить и переднюю часть авто. После такого тюнинга машину не узнать (кстати, за жестяные работы на одном элементе кузова берут от 2 тыс. рублей, за покраску – от 3 тыс.).
Новая тенденция в области автомобильного тюнинга – эксклюзивный рестайлинг (в переводе с английского – изменение стиля). Мастера рестайлинга могут даже обычную вазовскую «десятку» переделать так, что она будет выглядеть как престижная иномарка. Официально в Казани эксклюзивным рестайлингом занимается лишь «Автограф», остальные компании выполняют стандартный тюнинг и не торопятся расширять список своих услуг.
В тюнинг-мастерской SEM grafix, правда, сообщили, что подумывают о том, чтобы взяться за выполнение подобного рода работ, но будет это не раньше осени. Специалисты SEM grafix отметили, что эксклюзивный тюнинг – «очень трудоемкий процесс, требующий большого количества различных специальных материалов».
По словам менеджера ателье «Титан Сервис» Ильдара Каримова, заниматься рестайлингом невыгодно, «такая услуга клиенту в конечном итоге обходится очень дорого, так что спроса на нее в Казани, скорее всего, не будет». Однако в «Автографе» утверждают, что эксклюзивный рестайлинг весьма прибыльный бизнес. В месяц, по словам специалистов фирмы, к ним обращается не менее десятка клиентов. В основном это молодежь на отечественных ВАЗ-2114, -21112, но бывают и весьма серьезные люди – владельцы иномарок. И те и другие готовы хорошо платить. Один эксклюзивный бампер может стоить до 22 тыс. рублей (с покраской в цвет машины), трансформация задней части вазовской «двенадцатой» (дверь багажника, фонари) – до 17 тыс. рублей (также с покраской). Для сравнения: в обычном тюнинговом ателье за 25 тыс. рублей можно заказать целый комплект пластикового обвеса – передний и задний бамперы, спойлер, накладки на пороги.
Свой скепсис по отношению к эксклюзивному рестайлингу специалисты мотивируют еще и тем, что к машинам, не похожим на стандартные, проявляют повышенное внимание сотрудники ГИБДД.
«На любые изменения в конструкции автомобиля, будь то жестянка или пластиковый обвес, у фирмы, занимающейся тюнингом, должно быть разрешение, – сказал начальник отдела технического надзора УГИБДД МВД РТ Радик Рамазанов. – На тюнинговые бамперы и другие пластиковые детали необходим сертификат. В прошлом году мы совместно с Центром стандартизации и метрологии, комитетом по защите прав потребителей и другими организациями проводили по таким фирмам специальный рейд. Почти у половины тюнинговых ателье отсутствовали и сертификаты, и разрешение. Их руководители были привлечены к административной ответственности».
Автолюбителям, которые хотят внести изменения в конструкцию машины, нужно получить соответствующее разрешение в отделе технического надзора ГИБДД.
«Действительно, к переделанным автомобилям инспекторы ГИБДД проявляют повышенное внимание. Водителю такого транспортного средства, не имеющему необходимого разрешения, грозит наказание вплоть до отправки автомобиля на штрафную стоянку со всеми вытекающими отсюда последствиями. И безусловно, технический осмотр такая машина не пройдет», – подчеркнул господин Рамазанов.
Впрочем, больше шансов попасть на штрафстоянку у тех, кто внес изменения в конструкцию тормозной системы или рулевого управления. Внешний тюнинг карается чаще всего лишь 50-рублевым штрафом (в соответствии со ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»). Согласитесь, сумма мизерная по сравнению с той, в которую обошелся тюнинг.