Практиш, гут!

Практиш, гут!

Мода на Zafira у нас пришла много позже, чем на стабильно купавшихся в лучах славы родственников клана Opel – Astra и Vectra. Сначала в России проснулся интерес к сегменту новых компактвэнов, а уж затем на всплеск спроса откликнулись перегонщики и хозяева площадок second-hand. Но лучше поздно, чем никогда. Под личиной скромницы скрывается на редкость одаренная натура. Zafira первого поколения претендует на лавры одного из самых практичных семейных авто. И не спешит расставаться со своими талантами на протяжении многих лет безупречной службы. Памятуя о множестве подводных камней на столичном рынке second-hand, к поискам достойного экземпляра мы подключили специалистов экспертно-диагностической фирмы ДЭКС.

Трансформер на все случаи

За консультацией по подбору машины к нам обратился Николай – молодой врач и одновременно счастливый отец двух детей. Есть в семье и пес-барбос среднего размера. Неудивительно, что покупатель с ходу заявил о своем видении автомобиля-мечты – он должен быть вместительным и практичным.

Более-менее серьезно Николай присматривался к трем оппонентам Zafira. Первым сошел с дистанции минивэн Dodge Caravan: по практичности Zafira уж точно превосходит крупного «янки» и меньше падает в цене. Был соблазн приобрести Mitsubishi Space Star, который дешевле Zafira-одногодки на $2000–2500. При известной удаче можно набрести на японский компактвэн 2001 года за $10 000 с хвостиком. Но врача остановило нехорошее предчувствие: «Подозрительно дешевле…» Быстрая потеря стоимости Space Star – от не лучших параметров эксплуатационного облика. Проще говоря, на поддержание машины в добром здравии придется ухлопать больше денег и сил. Еще один претендент, VW Sharan, оказался даже «слишком хорош» – все-таки машина больших габаритов, выше классом, отсюда и разочаровавшие клиента ценники на подержанные экземпляры от $16 000–17 000. А в принципе, Sharan и Zafira одного поля ягоды – оба выполнены на базе серийных и очень выносливых немецких моделей.

Сомнения отброшены, будем покупать однообъемник марки Opel! По словам экспертов вторичного рынка, вариант беспроигрышный, особенно для молодых семей и поборников активного образа жизни. Компактный автомобиль на удивление вместителен. Благодаря фирменной системе трансформации Flex7 внутреннеепространство можно кроить как угодно. Чтобы сделать салон 7-местным, надо всего лишь извлечь два дополнительных кресла, спрятанных в полу багажника. Багажный отсек, кстати, очень удобный – проверено молодыми родителями. Сюда легко вмещается (при варианте «раскладки» на пять сидений) прогулочная коляска вместе с коляской-люлькой, не перекрывая обзор через внутрисалонное зеркало. Но учтите, это не развозной фургончик. В качестве рабочего мула лучше использовать Astra Caravan, у которого выше грузоподъемность и больше габариты багажного отсека.

Отменная динамика версий с мотором 1.8 и выше сочетается у Zafira с комфортными настройками энергоемкой подвески. Несомненный плюс с точки зрения second-hand – ремонтопригодность. Машина построена на платформе технологичной, непритязательной Astra прошлого поколения, отсюда простота и дешевизна обслуживания. Плюс огромный выбор запчастей, есть масса качественного неоригинала. Надо сказать, что в случае мелкого ремонта не грех заехать на фирменный сервис – цены вполне приемлемы.

А недостатки? В разговоре с экспертами повисает длительная пауза. Чуть ли не единственное прегрешение данной модели Opel: вариант с двигателем 1.6 едва ли устроит любителей драйва. К тому же эту модификацию активно сбрасывают корпоративные автопарки после нещадной эксплуатации. Да и у техников к 1.6 больше нареканий. В обширной моторной линейке Zafira наибольшего внимания заслуживают бензиновые двигатели объемом 1,8 (125 л.с) и 2,2 л (147 л.с). Основной костяк second-hand составляют автомобили с первым агрегатом – пожалуй, это и есть золотая середина для опелевского компактвэна. Правда, у мотора в приводе ремень ГРМ, требующий замены через 60 тыс. км (вместе с натяжными роликами). Газораспределительный механизм двигателя 2.2 приводится в действие цепью, что несомненный плюс. Но такие машины стоят ощутимо дороже, а предложений по ним на вторичном рынке куда меньше.

Дизельные версии оставим за кадром, памятуя, что у большинства экземпляров в анамнезе марафонские забеги и предынфарктное состояние топливного насоса высокого давления. Отличным вариантом можно считать Zafira с «автоматом». Используемые на Opel АКП японского производства обладают завидной надежностью – эксперты ДЭКСа не припомнят случаев их отказа.

Сколько-сколько?

В среднем Zafira дороже Astra-одногодки на 10–15%. На привезенный из Европы компактвэн 2001–2002 годов с реальным пробегом 70–150 тыс. км надо закладывать $13 500–15 500. В принципе, встречаются машины 2002 года за $12 000–13 000 – но только в простейшей комплектации, с мотором 1.6 и тяжелым прошлым в ролипрокатного авто или после реанимации в литовской мастерской. Пострестайлинговых Zafira (модернизация первого поколения модели состоялась в 2003 году) с мотором 2.2 на вторичном рынке не так много, вариант с «автоматом» и полным «фаршем» потянет на $21 000. Дороговато для авто этого класса. Откровенно говоря, особого смысла переплачивать за мелкие улучшения обновленной версии нет – машина 2001–2002 годов выпуска будет дешевле на $4000–5000.

Часто спрашивают: отдать побольше за привозной автомобиль (с автобанным отрочеством) или же предпочесть машину с российской биографией? В случае с Zafira не стоит слишком зацикливаться на ее прошлом. Лучше тщательно проверить понравившийся экземпляр, а выводы делать на основании результатов диагностики. Обычно при подборе Zafira удачную машину с внутреннего рынка удается найти с седьмойвосьмой попытки или же после осмотра двухтрех привозных машин из Европы – от проверенных перегонщиков, которые не подсунут заведомый хлам. Конечно, в среднем по рынку концентрация хороших «европеек» пониже.

Zafira – автомобиль немецкий в слегка подзабытом значении этого слова, то есть надежный и долговечный. Через экспертизу ДЭКСа прошло 153 машины. Пробег большинства Zafira не превышал 140 тыс. км, хотя около 40 автомобилей отходило без малого 200 тыс. Каких-то типичных хворей в подвеске (спереди McPherson, сзади полузависимая балка) обнаружено не было. Статистику можно подкрепить итогами «диспансеризации» родственной Astra, причем из 300 осмотренных машин многие наездили свыше 300 тыс. км. Результаты проверок утверждают во мнении: поломки подвески редки, а их устранение обходится сравнительно недорого. Как говорят специалисты, даже с учетом большей грузности Zafira основательная перетряска ходовой потребуется не ранее чем через 180 тыс. км. Выписки «направлений» на капремонт редки и почти всегда связаны с нарушением правил эксплуатации. Так, на одном из проверенных авто заклинило двигатель из-за использования левого масляного фильтра.

С десятой попытки

Zafira непредсказуема в одном: поиски достойной машины могут занять и пару дней, и полтора месяца – как повезет. На этот раз скитания по вторичному рынку продолжались две недели. В ходе подбора один за другим проверили девять автомобилей. Причины, по которым пришлось отбраковать кандидатов на покупку, разделились почти поровну: пять вследствие закамуфлированных последствий аварий и четыре из-за повышенного износа силового агрегата. Причем показания компрессии в цилиндрах двигателя были вполне пристойными, а вот проверки износа камеры сгорания давали неутешительные результаты.

Часто спрашивают, на что надо обращать внимание при подборе second-hand. Прежде всего на внешний вид машины, комплектацию, цену, набор опций, не пытаясь самостоятельно разгадать, о чем же умалчивает продавец. Это лучше поручить опытным диагностам, вооруженным соответствующим оборудованием.

Для того, чтобы читатель понял, насколько опасно покупать подержанный автомобиль «на глазок», приведем два примера. Zafira 2002 года с цепным двигателем 2.2 вышла «сухой» из проверок кузова и ходовой части – ни одного дефекта! Отсутствовали даже следы косметической покраски поверх мелких царапин и сколов – обычная ретушь после нескольких лет эксплуатации. Все детали ходовой части имели незначительный износ. Компрессия двигателя – ровная, практически без разброса по цилиндрам. Но осмотр камеры сгорания выявил следы удара поршней по клапанам. Два клапана были новехонькие (заменили после передряги), а на днище одного из поршней обнаружилась глубокая (до 1 мм) выщербина в форме полумесяца. Она вполне могла послужить концентратором напряжений с последующим развитием трещины и разрушением поршня. Плохо дело. Как оказалось, на цепных моторах есть риск обрыва цепи в случае засорения форсунки, разбрызгивающей смазку. Червоточина из разряда особо коварных и, к сожалению, не поддающаяся прогнозированию.

Другая Zafira также сперва показалась конфеткой, однако мастера насторожил более тонкий слой краски на передних крыльях. Разница по сравнению с остальными деталями кузова всего несколько микрон. Но для того и тратятся на приборы повышенной точности, чтобы по малейшим отклонениям в толщине покрытия отличить заводскую деталь от подменной. В 99% случаев после аварии ставят кузовные панели китайского производства, естественно, без оцинковки. На антикоррозийный иммунитет этой машины рассчитыватьбольше нельзя. Не подходит!

В итоге выбор пал на Zafira 2002 года выпуска с двигателем 1.8, коробкой-«автоматом», климат-контролем. За нее просили $14 500. При проверке выявили несколько недостатков, вполне под стать пробегу 87 тыс. км. В их числе: незначительная течь и потеря упругости одного амортизатора, повышенный люфт в двух шаровых соединениях, шумноватый бензонасос, впрочем, не потерявший в производительности. Была обнаружена неравномерная работа форсунок, требующих чистки. Прикинули расходы на устранение недостатков – около $400. Плюс замена ремня ГРМ с роликами и помпой, эта процедура на опелевских двигателях после покупки машины обязательна! Хозяин компактвэна божился, что масло и фильтры обновил всего месяц назад. Его слова подтвердил анализатор состояния масла. После непродолжительного торга сбавили цену на $400. Что ж, по рукам!

Таким образом, приобретя данную Zafira за $14 100 и вложив еще около $550, новый владелец получил автомобиль, на ремонт которого с высокой степенью вероятности не придется тратиться в ближайшие три года. Разумеется, за исключением расходников – масла, фильтров, свечей и т.д.

Машины, подобные Zafira, стойко переносят наши тяготы (пыль, реагенты, дороги и топливо). Это одна из причин их востребованности на российском рынке. Скорость падения стоимости для компактвэна Opel невелика. Если не поскупились на машину в хорошем состоянии (примерно за $15 000), вполне можно выручить за нее $11 000–12 000 через три года эксплуатации.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Opel Zafira

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв