Двадцать кубиков на сотню?

ДВАДЦАТЬ КУБИКОВ НА СОТНЮ?

Действительно, 3000 км на одном литре пока никто не проехал, однако обмана нет - расход, приведенный к 100 км пути, указан верно. Конечно, серийному автомобилю, даже самого "раскомпакт-класса", литра топлива хватит в лучшем случае километров на 30. Суперэкономичному "литровому" концепту "Фольксваген" - и тому, как следует из названия, всего на сотню (ЗР, 2002, № 8). Но ведь экипаж, способный пройти неограниченное расстояние вообще без капли бензина, появился даже раньше автомобиля. Чтобы раскрыть секреты сверхэкономичности, нужно сначала...

ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД

Именно он - самый подходящий базовый элемент для "голодающих" бензиновых и дизельных машин. Вспомните, как легко вращаются велосипедные колеса: их узкие шины создают минимальное сопротивление качению по твердой поверхности; сколь низка масса рамы, особенно из титана или углепластика. Если поставить целью лишь низкое потребление горючего, забыв о привычных автомобильных радостях - комфорте, вместимости, динамике, можно добиться весьма впечатляющих результатов.

Первый марафон "велоавтомобилей" под патронажем нефтяного концерна "Шелл" (Shell International Mileage Marathon) стартовал более полувека назад в американском штате Иллинойс. Казалось бы, зачем нефтяникам думать об экономии топлива? Желательно, напротив, продать его как можно больше. Но это была великолепная рекламная акция: она демонстрировала ответственность концерна за окружающую среду и ресурсы, дала стимул студенческому творчеству и притом никак не повредила сбыту нефтепродуктов. Ну кто, в самом деле, променяет нормальный комфортабельный автомобиль на одноместную повозку, вяло катящуюся на жиденьких колесах?

В 1985 году подобные соревнования пришли в Европу под именем Shell Eco-Marathon, их ежегодно проводят во Франции и Великобритании.

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ...

Как и на чем выступают студенты университетов и технических колледжей в "Эко-марафоне"? Регламент соревнований и требования к машинам занимают 30 страниц. Вот некоторые, самые свежие условия марафона, который проведут 13-16 мая на трассе Ногаро во Франции.

Извилистый замкнутый маршрут нужно проехать семь раз, накатав 25 272 метра. Средняя скорость не должна быть меньше 30 км/ч: на заезд отводят всего пятьдесят с половиной минут. Среди водителей, как и среди жокеев, нет тяжеловесов, но слишком увлекаться диетой нельзя: шофер не должен быть легче 45 кг и младше 13 лет. После заездов израсходованное в каждой попытке топливо пересчитывают в те самые фантастические тысячи километров на литре.

Тут, кстати, нет большой натяжки: вмести бак литр бензина (увы, разрешенные объемы всего 30, 100 или 250 смз), автомобиль, возможно, и прошел бы объявленные 3000 км. Только вряд ли хватило бы ресурса микроскопического двигателя. Так что, строго говоря, рассерженный читатель прав.

Каковы требования к машинам? "Мопед" должен быть, как минимум, трехколесным с базой не менее метра и колеей 500-1100 мм. Это - для достаточной устойчивости. Из автомобильных опций необходимы четырехточечный ремень безопасности, звуковой сигнал и двухконтурная тормозная система. Двигатель может работать на бензине, дизтопливе, сжиженном газе или водороде, солнечных батареях и прочей "альтернативе". В любом случае специалисты подсчитают израсходованную на дистанции энергию и по хитрым формулам приведут расход к эквивалентному объему бензина марки "Шелл Формула Супер 95". Если команда предпочла обычные виды топлива - естественно, другого, кроме "Шелл", лить в баки нельзя.

В этом году впервые выделили группу "урбан-концептов". Они, кроме перечисленного, должны иметь четыре колеса, закрытый кузов, ветровое стекло, дверь, багажник минимум на 40 л, зеркала заднего вида, светотехнику и... буксирный крюк. Без этого не получить допуск на дороги и улицы городов.

ПОД КОЛПАКОМ

Разумеется, в регламенте соревнований детально расписаны требования к условиям пробега и устройству автомобилей. Казалось бы, измерить истраченное на дистанции топливо совсем не сложно: взвесить бак до и после заезда. Но ведь капли бензина могут остаться в трубопроводах, карбюраторе или форсунках. Поэтому топливные системы делают легкосъемными и взвешивают целиком.

Можно ли, обманув судей, проехать часть пути на электростартере (если он есть)? Не получится! Перед гонкой специальная комиссия дотошно изучает машину, чтобы убедиться - стартер срабатывает лишь при включенной "нейтрали". Да еще одновременно загорается хорошо видимый судьям красный сигнал на "крыше" экипажа.

Это, кстати, не единственная проверка перед дорогой. "Нутро" машины придирчиво осматривают, чтобы выявить подозрительные бачки, электромоторы, баллоны со сжатым воздухом или... велосипедные педали.

Заглянем и мы "под капот" одной из машин. Там уютно (в отличие от пилота!) разместился единственный цилиндрик - крошечный, объемом всего 26,6 смз. Он выдает мощность 0,573 кВт/0,768 л. с. и крутящий момент 1,8 Н.м при 3000 об/мин. Зато степень сжатия - 13:1. Несмотря на скромные размеры головки, в ней разместили два кулачковых вала, два клапана и две свечи! В отличие от мопедных двигателей, этот - водяного охлаждения.

Масса трехколесной повозки "Революшн"... 38 кг. У обтекаемого кевларового колпака Сх=0,158, а площадь лобового сечения всего 0,67 м2. Пилот скрючился между передними колесами, а мотор через велосипедную цепь приводит единственное заднее. Рост водителя, как и вес, должен быть небольшим: иначе не уложиться (в буквальном смысле) в длину машины 2,65 м. Этот экипаж, кстати, далеко не рекордсмен: литра ему хватило бы "всего" на 1264 км. В перспективе авторы "Революшна" собираются отказаться от кулачков распредвала, заменив их управляющими соленоидами.

Интересно, что прямой зависимости между экономичностью и рабочим объемом мотора нет. Например, рекордная дизельная "Минерва", созданная студентом одного из университетов Великобритании Карлом Уиллисом, имела цилиндр размером с целый стакан - 232 смз, что не помешало ей проехать 1275,6 км.

Немного? В отличие от обычных автомобилей, абсолютные рекорды в "Эко-марафоне" устанавливают не дизельные, а бензиновые машины. Таков и рекордный экипаж из Франции (на заставке), которому 1 литра хватило бы на те самые 3789 км.

Может, и это не предел? Надежды юношей питают. По крайней мере, молодые конструкторы "велоавтомобилей" уверены, что новые сказки о сверхэкономичности тоже станут былью.

Подпишитесь на «За рулем» в