Средство индивидуальной защиты

Средство индивидуальной защиты

Проверки бензина на соответствие эколо гическим требованиям в столице прово дятся регулярно, причем уже не первый год. И уже не первый год в отчетах чиновников фигурирует примерно одна и та же статистика: несмотря на принимаемые Департаментом природопользования меры, до трети москов ских АЗС торгуют бодягой, пагубно влияющей на окружающую среду. Больше того, проверки топ лива на содержание в нем некоторых элемен тов и соединений, которые могут быть нейтраль ными в отношении экологии, но выводят из строя автомобильные двигатели, у нас не осуще ствляются вовсе.

Тест «Проверь сам!»

В такой ситуации автовладельцы, особенно об ладатели новых иномарок, абсолютно не заст рахованы от поломок своих машин. Возможно, отцы города со временем обратят внимание и на эту проблему, но до этого еще надо дожить. А что, спрашивается, делать сегодня, сейчас? Оказывается, выход все же есть. Около года на зад мы рассказывали об одной интересной раз работке химико-аналитической лаборатории при кафедре общей и неорганической химии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, осуществлен ной под руководством доктора химических на ук, профессора, заведующего этой кафедрой Алексея Дедова. Речь в нашем материале шла об экспресс-тестах для определения качества бензина, созданных учеными на основе нано технологий и ориентированных как раз на ря дового потребителя. На тот момент чудо-тест проходил патентование, а его авторы были за няты поисками производственной базы и фи нансирования. Сегодня это уже пройденный этап: выпущены первые опытные партии тес тов. Ожидается, что совсем скоро они поступят в розничную продажу.

Что же представляет собой эта «палочка-вы ручалочка», без особых хлопот позволяющая проверить бензин еще до того, как он попадет в бак? На вид это небольшая прямоугольная по лоска светло-желтого цвета, изготовленная из материала с микропористой структурой, в кото рую «вмонтированы» специальные сорбенты и индикатор (авторское ноу-хау). При контакте с топливом именно они и позволяют рассекре тить «нехорошие» примеси – в частности, желе зо, от которого в первую очередь страдают движки. Для «следственного эксперимента» до статочно всего одной-двух капель бензина, как правило, остающихся на заправочном пистоле те. Можно поступить и по-другому: залить в бак литров пять и по ходу слегка смочить полоску. Реакция последует через 2–3 минуты (первона чально ее нужно было ждать 5–10 минут, но за прошедший год разработчикам удалось сокра тить время процесса). Если полоска не изменит окраску, значит, топливо безопасно; если приоб ретет синий цвет – услугами этой АЗС пользо ваться точно не стоит.

Об экономической целесообразности

Пока «лакмусовые бумажки» можно приобрести только у уполномоченного дистрибьютора – компании «ЭкООнис» (ул. Вавилова, д. 28, офис 445, тел. (499) 783-32-67). В широкую продажу они поступят ориентировочно во второй поло вине марта. Цена набора из 10 тестов составит примерно 300 рублей. В зависимости от интен сивности эксплуатации автомобиля этого долж но хватить на 1,5–2 месяца. Купить тесты можно будет в автомагазинах. Кроме того, некоторое время назад руководство одной крупной авто заправочной сети предложило реализовывать их прямо на своих заправках, дабы тем самым продемонстрировать потребителю уверенность в качестве своего продукта.

– Наши тесты не относятся к стандартным ме тодам испытаний, поэтому по результатам их использования юридически претензии к про давцам некондиционного бензина предъявить нельзя, – говорит Алексей Дедов. – А вот обезо пасить свой автомобиль от паленки с их помо щью в состоянии любой водитель. Полезны они могут быть и для инспекторов Департамента природопользования, осуществляющих про верки АЗС: применение предложенного нами экспресс-метода на основе полосок позволит этому ведомству существенно увеличить коли чество объектов оперативного контроля.

Нетрудно прикинуть, скольких «радостей» могут избежатьавтомобилисты, воспользовав шись разработкой московских ученых, одно кратное применение которой обойдется всего в 30 рублей. Ведь при поломках двигателей, вызванных своевременно не распознанным фальсификатом, только его лабораторный ана лиз стоит более 3000 рублей. Не говоря уже о деньгах, которые придется ухнуть на ремонт. Экономия средств, а также времени и нервов налицо.

Метод проб и ошибок

Столичные власти тем временем ужесточают требования к топливу, продолжая действовать все в том же ключе. Согласно постановлению правительства Москвы число параметров, по которым экологи анализируют бензин, с этого года увеличилось. Если раньше он проверялся на содержание серы, бензола, свинца, сумму ароматических углеводородов и октановое чис ло, то теперь предписано еще и определение моющих присадок.

– На мой взгляд, полезнее было бы ввести проверки по другим показателям, например по фракционному составу, – говорит Алексей Де дов. – Если последний не соответствует опреде ленным нормам, машина будет плохо заво диться или же могут образовываться пробки в системе питания. Кстати, нештатная работа дви гателя, вызванная несбалансированным фрак ционным составом и приводящая к повышен ному образованию выхлопов, повышает и нагрузки на окружающую среду. Не менее важ но анализировать топливо на содержание фак тических смол, железа, азотосодержащих соединений (например, монометиланилина, поскольку это сильный канцероген).

Для достижения положительных результатов в борьбе с фальсификатом необходимо, види мо, еще и расширить охват инспектируемых АЗС. Так, согласно данным Департамента при родопользования, за прошлый год в Москве бы ло проверено 268 заправок и отобрано 888 проб. По результатам проверок, топливо не соответствовало экологическим нормативам на 43 заправках, причем 15 из них принадлежали одной сети. Если учесть, что заправок в городе порядка тысячи, контроль проводился всего лишь на четверти из них. Для получения объективной картины состояния столичного топливного рынка этого недостаточно.

– Для сравнения: в Бельгии (а по объему реа лизации топлив эта страна сравнима с Москов ским регионом) за 2006 годотобрано около 10 тысяч проб, – поясняет Алексей Георгиевич. – При этом подход к проверкам там принципи ально другой. Во-первых, контроль осуществля ется в зависимости от объемов реализуемого бензина: чем больше его продает АЗС, тем чаще ее инспектируют. Во-вторых, проверяются и по ставщики, и производители. Если обнаружива ется, что на какой-то заправке продукт некачест венный, на карантин ставится весь регион. До тех пор, пока не выяснится, откуда бензин попал на заправку и кто его изготовитель. Подобным образом дело поставлено во всей Европе. Такой подход вызывает доверие и у пользователей, и у автопроизводителей.

Нам, российским потребителям, об этом при ходится только мечтать. И пока ничего не меня ется к лучшему, надо иметь под рукой хотя бы экспресс-тесты.

Подпишитесь на «За рулем» в