Этикет большой дороги

Этикет большой дороги

Копаться в законодательных актах и нормативах государственных органов – просто моя страсть. Ведь в процессе копания обязательно наткнешься на что-нибудь важное и доселе неизвестное – как мне, так и большинству нашего автонаселения. Вот в конце апреля на свет появился очень интересный документ, многие статьи которого не оставили меня равнодушной. Это проект «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», который будет существовать в качестве приложения к соответствующему приказу МВД России. Регламент определит порядок действий «при исполнении государственной функции по выявлению нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения». Главное, здесь впервые собраны воедино все правила и инструкции, руководствуясь которыми сотрудники ГИБДД должны с нами общаться.

Об информировании

Из документа, во-первых, становится понятно, кто собственно должен следить за соблюдением нами ПДД. Это сотрудники Госавтоинспекции, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, а также участковые уполномоченные милиции. Анискин в роли гаишника – это даже интересно.

Во-вторых, нас должны держать в курсе деятельности ГИБДД. Причем информацию обязаны предоставлять как непосредственно в органах управления и подразделениях, так и по телефону! Помимо традиционных мест расположения и графика работы нам сообщат номера телефонов контролирующих органов, в том числе подразделений собственной безопасности МВД России (то есть куда пожаловаться); порядок получения консультаций; порядок обжалования решений, действий или бездействия сотрудников, исполняющих государственную функцию. Консультации проводятся по телефону (естественно, при условии сообщения гражданином фамилии, имени, отчества и почтового адреса) или при устных обращениях (при предъявлении документа, удостоверяющего личность) сотрудниками органов управления и подразделений, осуществляющими личный прием граждан, – в рабочее время; сотрудниками дежурных частей – круглосуточно. Разъясняется, как именно должен начинать разговор сотрудник ГИБДД, и отдельно сказано, что «при ответах на телефонные звонки и устные обращения сотрудники подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся...» Ну хоть где-то теперь будет записано, что с водителем надо разговаривать вежливо, ограничиваясь лишь нормативной лексикой.

Интересно, что и послать куда подальше вас теперь не смогут: «при невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию». Увы, но время разговора ограничено – «не должно превышать, как правило, 5 минут».

Так о чем же мы имеем право поинтересоваться в ГИБДД по телефону? Консультации предоставляются по вопросам прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего; прав и обязанностей сотрудников; о порядке обжалования действий (бездействия) и решений, уплаты штрафа, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. При обращении за консультациями, не относящимися к конкретным событиям, консультация может быть ограничена сообщением реквизитов соответствующих нормативных правовых актов. Вот как.

О поведении

Но самое любопытное – регламентированные взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения на дороге. Оказывается, «в разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на вы, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку». При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Если же вы обратились к сотруднику ГИБДД, то и в этом случае, выполнив те же требования, он обязан внимательно вас выслушать, в пределах своей компетенции помочь или посоветовать, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса. Ответ типа «Здесь вам не справочное бюро!» теперь не прокатит: «При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и мест расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств».

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник по требованию участника дорожного движения обязан предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук. В случаях наличия у гражданина явных признаков опьянения, его нахождения в беспомощном состоянии, создания им угрозы для жизни и здоровья окружающих действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.

Ну и еще несколько любопытных цитат. «Разъяснения нарушителю сути совершенного им нарушения должны даваться безнравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения, при этом разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, при необходимости заранее предупредив их об этом. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали».

«Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться своевременно и четко во избежание создания аварийных ситуаций и помех для движения». На всякий случай в регламент включены картинки, описывающие эти сигналы. Здесь также можно будет найти образцы основных документов, использующихся автоинспекторами на дороге, – актов, протоколов и т.п.

На дороге

Основанием для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС. Обратите внимание: «документов, необходимых для участия в дорожном движении», то есть в соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД у вас должны быть водительское удостоверение (в случае изъятия – временное разрешение); регистрационные документы, талон ТО, документ, подтверждающий право владения или пользования (доверенность), страховой полис ОСАГО. Никакие паспорта, служебные удостоверения, медицинские справки и другие документы инспектора интересовать не должны! Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода могут послужить лишь подозрение в причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки документов.

Если случилось ДТП, знайте, что по прибытии на его место сотрудник ГАИ обязан: обеспечить ограждение территории ДТП (с целью предотвращения наезда на его участников) «посредством размещения на проезжей части или обочине дороги патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами, конусов, ограждающих лент, переносных дорожных знаков». И только затем инспекторуже может устанавливать водителей, транспортные средства которых участвовали в дорожно-транспортном происшествии, и других причастных к нему лиц, проверять документы, выявлять свидетелей и принимать меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к ДТП.

Кстати, в случае установления при оформлении дорожно-транспортного происшествия недостатков в эксплуатационном состоянии уличнодорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения, сотрудник ГАИ должен принять меры к обозначению и ограждению опасных мест и передать эту информацию в дежурную часть.

Первоначальные действия проводятся сотрудником на месте дорожно-транспортного происшествия. Последующие – по составлению необходимых документов могут быть проведены на посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел.

Отдельно о самом больном

«Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, подарки и какие-либо предметы, не связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей». Как красиво сказано, а?

Контроль за дорожным движением может осуществляться: в пешем порядке; на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении; на стационарном посту дорожно-патрульной службы (контрольном посту милиции, контрольно-пропускном пункте). При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и т.п.). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается. Дяденька в «пятерке» без опознавательных знаков ГАИ может отдыхать. Теперь ему ничего не светит. А что насчет засады? Она возможна! Все законно: «Контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме – с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля. При осуществлении контроля за дорожным движением с применением специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения могут использоваться естественные и искусственные укрытия».

Это только основные моменты регламента, но по ним уже можно судить о фундаментальности труда. Осталось дождаться его принятия.

Подпишитесь на «За рулем» в