Ломать не строить?

Ломать не строить?

«Ракушечный» подход

Вспомним «ракушечную» кампанию. Говорить о каких-то положительных результатах язык не поворачивается. Вывоз гаражей проводят топорно и неорганизованно. И вместо столичных дворов металлические боксы теперь «украшают» разнообразные московские пустыри, на которые они были вывезены. Тоже мне комплексное решение. Кроме того, многие «ракушки» вернулись на свои прежние места после прохождения рейда «чистильщиков». А те, что не вернулись, постепенно растаскиваются с пустырей всякими криминальными элементами. Свободнее во дворах тоже не стало – машины как парковались, так и паркуются. Просто теперь все это делают под открытым небом.

Но совсем без места автолюбителей не оставили. Вместо «ракушек» начали возводить своего рода «тюрьмы». Это длинный ряд соединенных друг с другом клеток размером 3х6 метров с пластиковой крышей. Однако тут налицо явное непонимание московскими властями простых водительских потребностей. Многим нужна не только крыша над машиной, нужен именно гараж! Гараж, куда можно было бы положить запасную резину, инструменты, многочисленные баночки и канистры с жидкостями, которые надо подливать в любую, даже самую дорогую машину. А хранить все необходимое в клетке, куда просунул руку и взял все, что плохо лежит, невозможно. Поэтому сейчас некоторые автовладельцы начали к металлическим прутьям «гаражей» прикручивать листы железа, чтобы туда можно было что-нибудь положить. Каждый прикручивает то, что достал. В итоге внешне это выглядит как нечто среднее между восточным базаром и вьетнамским рынком. «Ракушки» хоть были похожи друг на друга...

Возможно, многие помнят знаменитую фразу из фильма «Гараж»: «Я за гараж родину продал!» Да, проблема места, куда можно было бы поставить автомобиль, родилась вместе с массовым его распространением. В советское время построить дом для машины было практически невозможно. С трудом доставались материалы, согласовывались планы и проводилось строительство. Многие нынешние гаражевладельцы 20 или 30 лет назад строили все своими руками. Так в муках рождалось новое культовое место проведения свободного времени. Тысячи мужчин каждый деньпо вечерам или на выходные уходили в гараж. Там постоянно что-то смазывалось, протиралось, ремонтировалось и выпивалось. Подвалы и ямы становились домашними кладовками, где лежали варенье и маринады на зиму. У женщин было свое место – кухня. У мужчин – гараж.

Сегодня картина несколько иная. С массовым распространением иномарок проводить свободное время с машиной стало неактуально. Многие водители предпочитают пойти в кино или клуб, вместо того чтобы часами сидеть в гараже «с мужиками». Советское культовое место отдыха уходит в прошлое.

Готовность номер один

Да, сейчас при дефиците свободной земли в Москве, при нехватке детских садов и парков гаражные кооперативы, занимающие огромные площади, выглядят странно. Однако, как показало расследование, предложенная альтернатива оказалась еще хуже. О ситуации на рынке гаражей в столице ГЗР рассказала представитель Московского городского союза автомобилистов (МГСА) Любовь Дмитриевна Степанова. МГСА, напомним, – это союз владельцев гаражей, насчитывающий более ста тысяч членов по всей Москве.

– Московское правительство приняло ряд законопроектов, направленных против одноэтажных гаражей. Они теперь все рано или поздно подлежат сносу. Происходит это так. Аренда земли у Москвы, на которой стоят гаражные кооперативы, ежегодно продлевается еще на один год. Про больший срок никто с нами и говорить не хочет. Когда кто-нибудь решает пустить в «оборот» еще один участок земли, занятый гаражами, нам просто не продлевают срок аренды и просят освободить территорию. Впрочем, есть еще более быстрый вариант. Приходит комиссия и показывает постановление московского правительства, где черным по белому написано, что такую-то землю нужно очистить в такой-то срок. Если вещи убраны не будут… что ж, пойдут под бульдозер. Тяжелой технике, в общем-то, все равно, что давить. Были случаи, когда люди сопротивлялись, выстраивались живой цепью и т.д. Но это бессмысленно. Все, что происходит, абсолютно законно и претензии предъявлять бесполезно.

Я, в общем-то, согласна с тем, что гаражи в том виде, в котором они находятся сейчас, это не лучший вариант. Но ведь то, что делается вместо этого, еще хуже! Да, каждому владельцу за снесенный гараж дается материальная компенсация. Около 5,5–6 тысяч долларов. Но вы знаете, сколько стоят новые места в многоэтажных гаражах? Самое маленькое – 50–60 тысяч долларов за машиноместо! А у нас много пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Откуда у них такие деньги? Да и не обязательно пенсионеры. Вообще мало у кого наберется такая сумма. Какой смысл владельцу «Волги» платить за гараж три стоимости машины? Проще уж купить одну, пользоваться ею, пока она от старости не развалится и потом покупать следующую. Кроме того, если хозяин какого-нибудь Mercedes выложит такую сумму, чтобы держать свою машину под крышей, он захочет, чтобы автомобиль находился недалеко от дома, а многоуровневые гаражи, как правило, стоят особняком и далеко друг от друга.

Куда уйдут автобомжи?

Правды ради надо отметить, что многие владельцы гаражей, особенно старики, рады компенсации. Они получают реальные и не маленькие для них деньги. Но как же быть остальным? Вот стоило Лужкову заикнуться про многоэтажные гаражи, как тут же все оказалось под колпаком. Реальная себестоимость бетонной коробки или просто парковочного места более чем в два раза ниже тех денег, которые за них просят. Плюс к этому о былых просторах старого гаража придется забыть. В многоэтажке места найдется только на машин, да на пятачок, где можно будет положить сезонную резину. Устроить у себя кафе-гараж или кладовку, увы, уже не удастся.

Что будем иметь в итоге? Да, есть реальная необходимость избавляться от гаражных кооперативов. Например, Четвертое транспортное кольцо во многих местах будет проходить над гаражами. Их все, естественно, надо будет снести… Однако денег на покупку новых автомобильных домов мало у кого наберется, а это значит, что во дворах и на улицах станет еще больше машин. Станет ли Москве легче? – На улицах творится какой-то кошмар – продолжает Любовь Дмитриевна. – ЮВАО в этом отношении один из худших районов столицы. Дорогие, престижные иномарки стоят по обочинам просто так. Приходи и бери, кто хочет. Ни гаражей, вообще ничего. В наших районах, застроенных лет восемь назад, места для гаражей рядом с домом или вообще где-нибудь не предусмотрены.

МГСА – организация с историей. У нас в каждом округе функционирует административный аппарат, содержащийся на членские взносы. Мы стабильно платим подоходные налоги, коммунальные платежи и регулируем территориальные вопросы. Много лет мы прекрасно существуем, работаем и можем продолжать дальше. А с нами обращаются, как с бригадой гастарбайтеров. В организациях на наших представителей смотрят косо. Если происходит какая-нибудь заминка с оплатой, тут же грозят все отключить, не дожидаясь никаких объяснений. Зато сейчас появилось множество частных гаражно-строительных компаний, которые с радостью готовы навязывать свои правила в многоэтажных гаражах. Господи, да мы, может быть, сами смогли бы построить такой гараж. Вложились бы, привлекли инвесторов. Земля у нас есть. Правда, только на год. И кто ж будет связываться с нами, если вот сейчас мы начнем строить, а потом землю отнимут – и прощай. Да никто. Так что битва, можно считать, уже проиграна. Сами мы строить не можем. Гаражи потихоньку отнимают...

Безусловно, остаются еще ряды клеток во дворах, но, как я уже писал, многим нужен именно гараж, а не крыша, защищающая от семян, снега и птичьего помета. В Москве уже развился целый бизнес по сезонному хранению колес. Потому что при наших квартирах мало кто может позволить себе роскошь хранить резину в кладовке или на балконе. Там и так уже все давно забито.

А ведь решение может быть довольно простым – совместить эти два гаражных вектора столицы: «Народный гараж» и ГСК. Если бы власти действительно пеклись о благе автомобилистов, объявленной компенсации за снос гаражного бокса вполне могло бы хватить на вступительный взнос для участия в строительстве «Народного гаража». Ведь стоимость машиноместа в нем, по словам чиновников, не должна быть выше 150 000 рублей. И кстати, в соответствии с программой «Народный гараж» начать его строительство может даже инициативная группа из 10–12 человек. В управе должны принять их заявку, найти землю, оформить документы и построить. Нет желающих и программа буксует? Так почему же не использовать организационный опыт уже существующих сообществ, их наработки, землю и, в конце концов,компенсационные деньги членов ГСК. И разве не разумнее было бы при сносе очередного гаражного городка предоставить его членам возможность участия в простаивающей годами программе «Народный гараж», на что вполне хватило бы их средств, полученных в качестве заслуженной компенсации за светлое гаражное прошлое?

Подпишитесь на «За рулем» в