По трезвому делу
Как такое может быть…
История, которую мы хотим рассказать, к сожалению, почти хрестоматийная и именно потому заслуживает особого внимания. Началась она 27 апреля, в светлое Христово Воскресение. В десятом часу утра частный предприниматель Георгий выехал со своей дачи и двинулся по Горьковскому шоссе в Москву. В районе 47-го километра его Toyota Camry 2000 года выпуска остановил патруль ГАИ – в тот день здесь тормозили практически все проезжающие машины. После проверки документов капитан Горлов В.С., инспектор 5-го спецбатальона 2-го спецполка ДПС «Южный» ГИБДД МО, испытующе посмотрев на водителя, сказал:
– Что-то у вас глаза красные… и запах… Спиртное употребляли?
Георгий ответил, что накануне, около 23 часов, по случаю Пасхи выпил 0,5 л обычного пива. Так оно на самом деле и было – в праздничном дачном застолье он участвовал чисто символически, поскольку заранее знал, что утром предстоит поездка в город. Капитан, тем не менее, предложил Георгию пройти тест на алкоголь… «Трубочка», к удивлению водителя, показала 0,7 промилле – легкое опьянение. Далее Георгию было предложено медицинское освидетельствование. Не сомневаясь, что недоразумение таким образом и разъяснится, он с готовностью согласился. Его препроводили на пост ДПС, в микроавтобус мобильной лаборатории, где вторично протестировали на алкометре, измерили давление, попросили произвести несколько телодвижений на проверку координации и даже показать зубы. Прибор опять зафиксировал содержание алкоголя – на этот раз 0,5 промилле, что соответствовало все той же стадии легкого опьянения. На вопрос, как такое может быть после бутылки пива, выпитой без малого 12 часов назад, психонарколог Яхнина Р.А., проводившая освидетельствование, авторитетно заявила, что очень даже может… поскольку у Георгия проблемы с печенью и щитовидной железой. Мало того, по результатам осмотра выходило, что он еще и гипертоник: со слов врача, давление у него было 170/100...
Далее Георгия, который в течение нескольких минут из здорового человека превратился в развалину, а из трезвого водителя в подвыпившего, микроавтобус попросили покинуть.
Походка ровная, движения точные
Снова попав в объятия капитана Горлова, водитель услышал:
– Ну что, заполняем протокол? Проблемы ведь будут…
– Да пожалуйста, – ответил по-прежнему уверенный в своей законопослушности Георгий.
Составили протокол. Срочно вызванный с дачи приятель расписался в том, что отгонит Toyota в город. Капитан сообщил, что теперь несговорчивого водителя ждет суд и помочь ему может только независимая экспертиза, проводить которую Георгий тут же и отправился. В скобках заметим, что за руль своей машины он вопреки протоколу сел сам. Бдительный инспектор, только что признавший его нетрезвым, на этот раз и ухом не повел...
Независимая экспертиза, сделанная в одном из пунктов лаборатории наркологической больницы № 17 менее чем через 2 часа после освидетельствования, Георгия предсказуемо реабилитировала. Алкоголя в его выдохе было обнаружено 0,00 промилле, этанола по результатам анализа мочи – 0%. Помимо этих показателей справка, выданная врачом-экспертом, содержала данные внешнего осмотра. В ней, в частности, говорилось, что давление у водителя 120/80, лицо нормального цвета, речь несмазанная, мимика адекватная, походка ровная, движения точные, веки, язык, руки не дрожат, запах алкоголя изо рта отсутствует.
Несостоявшийся триумф
Получив на руки столь веский аргумент, Георгий почти не сомневался, что предстоящий процесс он легко выиграет. Слушание было назначено на 7 мая в Ногинске – в ходатайстве о переводе дела в Москву водителю было отказано. Интересующие его нюансы Георгий решил уточнить на интернет-форумах и таким образом вышел на правовой центр «МСК-Юрист», дававший виртуальные консультации автомобилистам. Встретившись с его сотрудниками, он окончательно приободрился: те заверили клиента, что его дело с триумфом завершится на первом же слушании. В сопровождении адвоката «МСК-Юрист» Георгий и отправился на заседание.
Мировой судья Меркулова Г.А. оптимизма защиты, однако, не разделила. Ознакомившись со справкой лаборатории ГКНБ № 17, она сказала, что за два часа можно сделать что угодно и что в представленном документе нет подробно расписанных показателей анализа мочи. Тем не менее «нулевые» результаты экспертизы впечатление на нее, видимо, произвели. Судья постановила заслушать свидетелей Горлова и Яхину, на заседании отсутствовавших, для чего перенесла его на 22 мая.
Отдельным сюрпризом для Георгия стало поведение адвоката: в продолжение всего процесса тот молчал, как пленный партизан. Не смог ответить он и на вопросы, которые в избытке появились у Георгия после бесславного переноса слушаний и ознакомления с материалами дела, к которым был впервые получен доступ. В итоге, увозя с собой заранее оговоренные 17 тысяч рублей гонорара, молчаливый г-н адвокат откланялся. А его деморализованный подзащитный остался один на один с фотокопиями документов и в полной неопределенности относительно дальнейших перспектив судебного разбирательства.
«Легкая озлобляемость»
Понятно, Георгий сейчас же бросился на поиски грамотного юриста с рекомендациями. Таковой нашелся и для начала объяснил, что выиграть дело по обвинению в пьянстве за рулем не всегда помогает даже справка от независимого эксперта. Выяснилось, что суды зачастую не склонны принимать ее во внимание, поскольку считается, что этот документ легко купить. Тем более Георгия перед этим освидетельствовал квалифицированный врач-специалист, не доверять которому в принципе нет оснований. Как показывает адвокатская практика, сегодня даже честный судья не рискнет открыто уличать гаишников и медработников в сговоре. Поэтому надежда на закрытие дела появляется только в тех случаях, когда заполненные ими бумаги составлены с нарушениями или не хватает документов, подтверждающих право врача и медучреждения, которое он представляет, на проведение освидетельствования. К последним относятся лицензии, в том числе и на машину, используемую в качестве передвижной лаборатории, а также сертификат на алкометр.
Одна из перечисленных зацепок в деле Георгия нашлась сразу: печать на акте его освидетельствования была настолько нечитаемой, что разобрать, от какого учреждения работает психонарколог Яхина, не представлялось возможным. Обнаружил Георгий и другие интересные вещи. По записям Яхиной выходило, что тест на алкометре она, как и положено по инструкции, проводила дважды с интервалом в 20 минут,хотя в реальности это мероприятие было однократным. Кроме того, согласно протоколу, автоинспектор Горлов остановил Георгия не в 9.40, как это было на самом деле, а в 9.10. То есть когда тот еще не выехал с дачи, чему, кстати, были свидетели. На полчаса было сдвинуто и время проведения освидетельствования. Этого хватило, чтобы выкроить необходимые 20 минут на сфальсифицированное повторное тестирование, однако оказалось явно недостаточным, чтобы помешать водителю пройти независимую экспертизу в срок (по закону она должна состояться не позднее 2 часов после освидетельствования).
Отдельного интереса заслуживали результаты осмотра, расписанные в акте: помимо запаха алкоголя в нем фигурировал целый букет, включая гиперемию лица, сниженную критику, поверхностность суждений, легкую озлобляемость, а также неустойчивую походку, покачивание на поворотах, тремор головы и пальцев рук. Правда, здесь врач несколько перестаралась. Ознакомившиеся с содержанием Яхинского шедевра специалисты лаборатории ГКНБ № 17, куда Георгий приехал за подробной распечаткой анализа, констатировали: подобная картина при зафиксированных в ее бумагах 0,5 промилле возможна только у подростка или хронического алкоголика. Кстати, эксперты посоветовали мужчине обратиться в конфликтную комиссию горздрава, не раз добивавшуюся опротестования подобных освидетельствований. Но, как выяснилось позже, в начале года руководство областной ГИБДД почему-то издало приказ, исключающий такую возможность для водителей, проходивших процедуру освидетельствования в Подмосковье.
Суд № 2
На повторное заседание Георгий пришел с новым адвокатом и двумя свидетелями – супругой и другом Александром. Явились в суд и доктор Яхина с капитаном Горловым. Не было только судьи Меркуловой – ее замещал коллега. Перед началом процесса ему были переданы затребованная Меркуловой распечатка анализа и перечень документов, на приобщении которых к материалам дела имеет право настаивать защита.
Первым судья выслушал автоинспектора. Кроме того, что Георгий говорил ему о выпитой вечером бутылке пива, тот ничего существенного не вспомнил. Как заметила жена Георгия Елена, капитан вообще выглядел несколько растерянным и по отношению к ним вел себя очень дружелюбно, даже участливо, чем привел ее в полное замешательство. Врач Яхина, наоборот, была не слишком любезна и, если пользоваться ее же терминологией, легко озлоблялась. Судье она сообщила, что все записанное в ее акте соответствует действительности, а когда Георгий спросил, откуда там результаты не проводившейся повторной проверки на алкометре, на голубом глазу заявила: «Эта проверка была». Сертификата на свой «счетчик Гейгера» Яхина не предъявила, сославшись на то, что не принесла его с собой (в акте была указана лишь дата планового осмотра алкометра). Лицензий у нее при себе тоже не оказалось. Не знала она и кому принадлежит машина мобильной лаборатории – то ли больнице, то ли ГИБДД.
После Яхиной судья поочередно вызвал свидетелей защиты. Елена и Александр подтвердили, что в то злополучное утро Георгий действительно садился за руль абсолютно трезвым. Оба подчеркнули, что в указанное протоколом время оказаться на 47-м километре Горьковского шоссе он не мог, поскольку в тот момент еще не выехал с дачи. Кроме того, Елена показала: в день инцидента Георгий ехал на вокзал встречать ее родителей. В результате вместо этого он был вынужден лететь на экспертизу, а двум пожилым людям, один из которых инвалид, пришлось сначала ждать, а потом добираться домой своим ходом, при этом нешуточно волнуясь из-за безвестного отсутствия зятя.
Все сведения, полученные в ходе заседания, судья добросовестно занес в протокол и назначил еще одно, третье слушание, вызвав на заседание дополнительных свидетелей – коллег капитана Горлова и врача, проводившего независимую экспертизу (для подтверждения подлинности справки, сомнения в которой выразила судья Меркулова).
Заседание продолжается
На этот раз Георгий и его супруга на легкую победу уже не настраивались, поэтому результатом заседания остались удовлетворены.
– В свете страшилок о судебном беспределе в подобного рода делах радует даже то, что до сих пор нет отрицательного решения, – говорят они. – Создается впечатление, что суд действительно пытается разобраться в обстоятельствах.
Георгий очень надеется, что его главный свидетель из лаборатории ГКНБ № 17 сможет прийти в суд. Вдобавок к следующему заседанию у них с адвокатом, вероятно, появятся и кое-какие «домашние заготовки». Предварительно известно, что срок сертификации той модели алкометра, которой пользуется Яхина, закончился и продлеваться не будет (аппарат зарекомендовал себя как не слишком надежный). Теоретически этого достаточно, чтобы признать основанное на его показаниях освидетельствование недействительным. Однако на практике необходимо соответствующее заключение, выданное авторитетным ведомством. Если такой документ удастся представить суду – разбирательство должно быть прекращено автоматически. Если нет – все, как обычно, будет зависеть от честности и принципиальности судьи. В нашем случае на это, видимо, все-таки можно рассчитывать.
Вместо резюме
Сейчас задача максимум для Георгия – доказать необоснованность выставленных против него обвинений и вернуть права. Пожелаем нашему герою удачи на следующем судебном слушании и выразим уважение его твердости. Человек, который решил бороться, сознательно отказавшись от окольных вариантов закрытия дела, этого заслуживает.