Дорога не по ГОСТу
Рассказывает председатель Воронежского отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Николай Киселев:
– Согласно федеральному закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа относятся к собственности городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального значения и частных автомобильных дорог. Иными словами, полную ответственность за состояние проезжей части несут должностные лица дорожнoэксплуатационных организаций, в чьем ведении находятся дороги.
Согласно действующему в России ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» максимально допустимые размеры ям, выбоин, просадок полотна на дорогах составляют по длине 15 см, по ширине – 60 см, по глубине – 5 см. Отклонения крышек люков смотровых колодцев относительно уровня покрытия могут быть не более 2 см, а решеток дождеприемников относительно уровня лотка – не более 3 см. Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более чем на 2 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. Устранение указанных недостатков предписывается осуществлять в течение суток с момента их обнаружения.
По статье 12.34. КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей. Невыполнение в срок законного предписания (ст. 19.5 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от тысячи до 2 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
– Что делать, если автомобильная авария произошла из-за плохих дорожных условий?
– Выполните все требования Правил дорожного движения, регулирующие возникшую после ДТП ситуацию (п.2.5);
– вызовите сотрудников ДПС для оформления факта ДТП;
– еще до прибытия сотрудников ДПС постарайтесь найти двух-трех свидетелей, запишите их Ф.И.О., домашние адреса, телефоны. Свидетелями могут выступить и пассажиры, находящиеся в вашей машине, в том числе и родственники. Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков. Постарайтесь заснять автомобиль, яму и всю обстановку на видео- или фотокамеру;
– когда прибудут сотрудники ДПС, примите самое действенное участие в составлении протокола. Потребуйте, чтобы схема составлялась в присутствии понятых и в ней были правильно и точно отражены все обстоятельства дела – размеры ямы, отсутствие дорожных знаков и ограждений. Подробно опишите обстоятельства ДТП, потребуйте, чтобы вам на месте аварии выдали копию протокола.
По итогам административного расследования сотрудники ГАИ обязаны привлечь к ответственности должностных лиц дорожной организации, в чьем ведении находится данный участок дороги.
Зачастую сотрудники ДПС проявляют полное равнодушие и в установленные законом сроки не выдают вам справки о ДТП, не ищут виновных дорожников, а то и сами скрывают их координаты. В этом случае необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан истребовать все необходимые материалы по делу, принять решение о виновности дорожников и сообщить вам их юридический адрес.
Довольно часто в этой ситуации ГАИ выносит постановление о нарушении Правил дорожного движения самим водителем («не справился с управлением»). В этом случае постановление нужно обжаловать в вышестоящей инстанции ГИБДД или сразу в суде, где вам как раз пригодятся свидетели и фотографии, сделанные на месте аварии.
После того как вынесено постановление о нарушении дорожниками установленных требований, можно приступать ко второму этапу – возмещению причиненного вам ущерба.
Законы гласят, что если в ДТП нет вины потерпевшего, то причиненный ему вред подлежит возмещению в полном объеме и без каких-либо ограничений лицом или организацией, причинившими этот вред. Ущерб можно взыскать и при наличии вины потерпевшего. Согласно ГК РФ не возмещается только вред, возникший по умыслу самого потерпевшего. Например, суд признает, что вы, как пострадавшее лицо, из-за плохой дороги имели возможность избежать аварии, но проявили грубую неосторожность. В этом случае суд может уменьшить размер возмещения, выплачиваемого вам виновниками. Однако, если в ДТП пострадали люди, при возмещении дополнительных расходов (лечение, лекарства, восстановительные процедуры, потерянный во время лечения заработок и т.п.) вина потерпевшего не учитывается и возмещение выплачивается в полном объеме.
На данном этапе порядок действий должен быть следующий:
– проведите оценку причиненных вашему автомобилю повреждений в лицензированной оценочной фирме. Вызовите телеграммой ответчика за несколько дней до проведения экспертизы, указав в ней место и время ее проведения. Копию телеграммы сохраните для суда;
– напишите досудебную претензию на имя руководителя дорожно-эксплуатационной организации с требованием возместить причиненный ущерб. К заявлению приложите копии всех документов, имеющих к нему отношение (протокол, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.);
– если в течение месяца после отправки претензии ответчику вы не получили от него ответа или он отказался возместить ущерб добровольно – обращайтесь в суд.
– выясните, является ли организация-ответчик юридическим лицом. Если она является лишь территориальным подразделением, то претензии предъявляются вышестоящей организации.
Как показывает практика, получить возмещение ущерба с дорожной организации вполне реально. Тем не менее не стоит забывать и о более простом и доступном способе возмещения ущерба – заблаговременном страховании автомобиля в добропорядочной страховой компании. В этом случае вы без проблем получите возмещение причиненного ущерба, а компания, в свою очередь, через суд будет требовать эти деньги с организации, ответственной за содержание дороги в безопасном для движения состоянии.