Цены под пистолетом
Доброе утро всем, кто нас смотрит
Каждый уважающий себя федеральный (и не очень) канал считает хорошим тоном сообщать об изменениях цен на топливо. Этот процесс никогда не прекращался, но в текущем году события развиваются особенно захватывающе. С недавних пор даже тем, кто далек от специфической терминологии, эти баррели, котировки и индексы перестали казаться тарабарщиной. Если все лето в новостных лентах было жарко от известий о том, что цены на нефтепродукты растут и растут (аж до 147 долларов за баррель), стремясь к своему максимуму, то с наступлением холодов биржи залихорадило от прогнозов падения цен на нефть до рекордно низких 70 долларов. В итоге в США бензин упал в цене на 4%, а в Европе – на 9%. А наше правительство еще и снизило экспортные пошлины на нефть.
Не нужно быть гением, чтобы понять, что эти факты должны отразиться и на внутреннем оптовом рынке нефтепродуктов, и как следствие на ценниках АЗС.
А слона-то мы и не заметили
Падение индексов на мировых рынках привело к тому, что экспортировать нефть стало невыгодно, значит, нефтепродуктов на рынке страны стало больше. Следующий пункт этой логической цепочки по непреложному закону экономики – падение цен из-за значительного роста предложения. Но вот последнего почему-то автовладельцы не заметили… Как же так?
Справедливости ради надо сказать, что тенденция на понижение цен на АЗС все же есть и она не сдает своих позиций последние 2–3 недели. Тем не менее в комментариях о том, почему это происходит, но происходит медленно, два крупных в столичном регионе игрока на рынке нефтепродуктов в мнениях расходятся.
Так, начальник управления по информационной политике ОАО «Газпром Нефть» Наталия Вялкина не отрицает, что первопричиной вышеуказанных событий можно назвать финансовый кризис, на который и следует возложить ответственность за соответствующую реакцию рынка.
Совершенно иной точки зрения на этот вопрос придерживается представитель НК «РосНефть», начальник управления информации Николай Манвелов. Он не берется связывать падение цен с кризисом и основным фактором называет ориентацию на поведение на рынке других участников. «Если у всехцены понижаются, то и мы понижаем, – говорит Николай Владимирович. – Но повышать следом за остальными стараемся в последнюю очередь».
И тем не менее тенденция держится на уровне «стабильно снижающейся», будто все перестали остро реагировать на всевозможные «происки» кризиса и затаились в ожидании, что маятник качнется в какую-то из сторон..
Что из этого следует?
Следует жить! На самом деле прогнозировать что-то на данный момент никто не берется.
Если г-н Манвелов отказывается комментировать перспективы процесса падения цен, то Наталия Вялкина допускает мысль о том, что в случае выхода из кризиса цены могут резко подскочить.
Но если принять во внимание тот факт, что розничные цены повторяют оптовую тенденцию с опозданием, то, быть может, обратная ситуация будет проходить с той же задержкой, что и сейчас? Тогда, возможно, новый виток роста цен пройдет если не безболезненно, то хотя бы под местной анестезией.
Контроль ситуации
Естественно, падение цен на нефтепродукты подчинено не только зигзагам финансового кризиса. На фоне ежедневных известий о стоимости барреля существует также вопрос сезонности, обуславливающий, например, факт падения цен на летнее дизельное топливо и, соответственно, рост на зимнее.
Кроме того, контроль за отраслью осуществляет Федеральная антимонопольная служба. ФАС уже обязала российские нефтяные компании снизить внутренние цены на нефтепродукты в связи с ожидающимся (очередным) падением мировых цен на нефть.
Под этим нажимом «Газпром нефть» уже снизила цены на 92-й и 80-й бензин на своих АЗС в среднем на один рубль и планирует предстоящей зимой продавать дизельное зимнее топливо по цене летнего. Ожидается, что на подобный шаг могут пойти и другие крупные участники рынка. Но снижение нефтяными компаниями розничных цен в своих сетях заправок без уменьшения оптовых для остальных участников рынка приведет к тому, что независимые операторы окажутся в очень невыгодном положении. В целом эксперты предполагают, что еще некоторое время будет наблюдаться падение цен на бензин в рознице, но не более чем на 10%. Однако произойдет это только после того, как крупнейшие топливные компанииснизят оптовые цены.
Оказать влияние на ситуацию простой обыватель не может, ну разве что подбить всех соседей запастись бензином впрок, тем самым слегка повысив спрос. Исключительно из спортивного интереса – «стабилизируется или нет?».
Менее активным остается ждать выхода из кризиса или пересаживаться на малолитражки, владельцев которых московские власти обещали одарить топливными картами.