От свистка до компьютера

От свистка до компьютера

В создании музея принимали участие руководство и ветераны Управления ГИБДД ГУВД Краснодарского края, работники архивов, журналисты, реставраторы автомототехники. Более 1000 экспонатов – документы, фотографии, оружие, личные вещи и технические средства – рассказывают об истории кубанской Госавтоинспекции, тесно связанной с историей Екатеринодара-Краснодара.

Итак, XVIII век. Екатерина II высочайшей грамотой от 30 июня 1792 г. пожаловала Черноморскому казачьему войску Фанагорию (Тамань) и территорию правобережной Кубани. А с 1793 г. на карте Российской империи появляется войсковой город – Екатеринодар.

Кубанская Венеция

В XIX столетии на улицах Екатеринодара можно было увидеть повозки, запряженные волами, – грузовой транспорт того времени, и скачущих верховых. В своей книге о Кубани генерал-лейтенант И.Д. Попка в 1858 г. так писал о казачьей столице: «Осенью и весной, нередко среди зимы площади и улицы города бывают наполнены озерами и топями, почти непроходимыми. Одна только привычка казаков ездить смело верхом по самым опасным местам делает такое затруднительное положение выносимым. Но горе страннику, заброшенному судьбой или службой в войсковой город, во время растворения в нем пятой стихии».

Естественно, в таких условиях об упорядоченном движении не думали. А об исправности дорог и улиц на основании указа войсковой канцелярии от 3 сентября 1802 г. и проекта 1823 г. должны были заботиться полицейские чины. В то время мостиков, гатей и даже каналов в Екатеринодаре хватало. Лужи и болотца вначале загачивали (засыпали)... навозом; позднее под руководством инженерного чиновника городские жители «исправляли улицы», роя каналы к рекам Кубань и Карасуну. Штаб- и обер-офицеры, имеющие свои дома, рыли каналы возле них за собственный счет. За ходом работ наблюдал полицмейстер. Однако екатеринодарские улицы еще долго оставались малопроезжими. Только в 1874-м началось мощение камнем улицы Красной, на которой появилось множество извозчиков на дрожках, линейках и фаэтонах, и возникла необходимость назначить места их стоянки (биржи) и упорядочить движение.

Узда для нарушителей и лихачей

В ноябре 1879 г. в «Кубанских областных ведомостях'BB было опубликовано утвержденное городской Думой «Обязательное постановление для биржевых извозчиков г. Екатеринодара», которое, кроме прочего, содержало правила дорожного движения – первые в истории кубанской столицы. Желавшие заняться извозом должны были получить разрешение городской управы, которая выдавала свидетельство на каждый экипаж или повозку – «два металлических знака и жестянку с таксою (оплата за услуги). Извозчик был обязан содержать лошадей, экипаж, сбрую и собственную одежду в исправности». А «транспортное средство» должно было иметь скамейки и фартуки, защищающие пассажиров от дождя. С наступлением сумерек с обеих сторон зажигались фонари и горели, пока экипаж находился на бирже. Владельцы гужевого транспорта не имели права «останавливаться на середине улицы, ездить в перегонку и наезжать на экипаж, едущий впереди или пересекающий дорогу. Извозчикам надлежало держаться правой стороны, ездить умеренной рысью, особенно при выезде со двора, на углах улиц и перекрестках, при поворотах и переезде с одной стороны улицы на другую». Свободные извозчики должны были стоять на биржах так, чтобы не стеснять проезда или прохода, а в ожидании пассажиров выстраиваться вдоль тротуара в один ряд. Запрещалось выезжать на тротуар и привязывать лошадей к тумбам, фонарным столбам и перилам. По требованию полиции извозчики были обязаны бесплатно доставлять граждан в участок, а также преследовать скрывающийся экипаж. Злостных нарушителей правил лишали разрешения на езду. За соблюдением порядка на тротуарах, улицах и дорогах начиная с декабря 1892 г. следили специально обученные передвижные посты из вооруженных револьверами, саблями и свистками городовых – прообраз появившейся через 40 с лишним лет Госавтоинспекции.

О том, что обязанности свои екатеринодарские городовые выполняли, свидетельствуют газеты того времени. «Кубанский курьер» от 11 января 1912 г.: «Привлечен к ответственности извозчик № 169 Ф. Яровой – за езду на тупо подкованной лошади, которая несколько раз падала на улице...»

В конце XIX века на улицах появились велосипедисты. Катаясь по дорогам и тротуарам, они сбивали с ног пешеходов и пугали лошадей. Озабоченная этой проблемой городская Дума приняла в 1898 г. постановление о порядке езды на велосипедах. Сдав экзамен, будущий велосипедист платил в городскую казну установленный сбор, после чего получал разрешение на езду и номерной знак. В 1900 г. были утверждены правила движения для трамваев, а первый трамвай был пущен 10 декабря 1900-го. Городские маршруты того времени проходили по Красной улице до Новокузнечной и Екатерининской (Мира), к железнодорожному вокзалу.

В начале прошлого века на улицы кубанской столицы выезжают первые самоходные экипажи – автомобили. А в 1905 г. екатеринодарские автомобилисты Балтянский, Задунайский и Мелик-Давидянц подали в городскую Думу ходатайство о разрешении «пассажирского движения автомобилей» по городу. Просьбу будущих таксистов законодатели удовлетворили. Новый вид транспорта поначалу не понравился некоторым отцам города, поэтому постановление вступило в силу только в августе 1909-го. Будущий водитель самоходного экипажа должен был получить в городской управе разрешение, которое выдавалось лицам не моложе 20 лет. Перед выдачей разрешения особая комиссия проводила осмотр и испытания автомобиля, проверяла, насколько опытен водитель. При положительном исходе автовладелец платил в городскую казну 3 рубля и получал разрешение с фотографией и две «нумерные жестянки». В те годы по улицам Екатеринодара ездили со скоростью не выше 12 верст в час (12,8 км/ч), а за пределами – до 20 верст в час. О появлении на дороге автоэкипажа водителю следовало предупреждать других участников движения сигналами рожка либо пневматической груши. К 1913 г. по городу разъезжало уже 20 машин. В годы первой мировой часть их была мобилизована, а в Гражданскую войну о правилах дорожного движения вспоминали нечасто.

В 1920 г. после установления на Кубани советской власти за порядком на улицах и дорогах следила рабоче-крестьянская милиция, технический надзор вели инспекторы Азово-Черноморского управления. Спустя год в руках постовых появился жезл красного цвета с желтой ручкой, одним взмахом которого владелец велосипеда, мотоцикла или автомобиля мог быть остановлен. К 1927 г. дороги края были по-прежнему грунтовыми и проехать по ним можно было только в летнее время.

В 1931 г. ввели первые номерные знаки общесоюзного образца – черные буквы на белом фоне. И наконец, 3 июля 1936 г. Совнарком СССР утвердил положение о Госавтоинспекции – эта дата и стала днем рождения ГАИ. Однако за год до этого первые инспекторы появились на кубанских дорогах (в Краснодаре их было всего два). В 1937-м, после образования Краснодарского края, численность сотрудников ГАИ составляла 10–15 человек, а техническое оснащение службы состояло из одного автомобиля и двух мотоциклов. В конце 30-х были организованы мобильные подразделения дорожного надзора. Службу на пикетах и маршрутах несли 12 инспекторов. К 1939 г. на Кубани было зарегистрировано около 15 тысяч автомобилей, общая протяженность замощенных улиц краевого центра едва превышала 74 км, асфальтированных – 1,7 км.

Часовые дорог

В Великую Отечественную сотрудники ГАИ края сражались на фронтах и в партизанских отрядах. Оставшиеся в тылу проводили мобилизацию транспорта и водителей, техосмотр и контроль над ремонтом, регулировали движение, наблюдали за светомаскировкой, обеспечивали эвакуацию граждан, выявляли диверсантов, мародеров и дезертиров, боролись с холостыми пробегами. Экипировка инспекторов после 1941 г. состояла из суконной шинели, подпоясанной кожаным ремнем, на которомвисели гранаты и пистолет, через плечо – противогаз и винтовка.

В феврале 1943-го, на следующий день после освобождения Краснодара, возобновила работу служба ГАИ. Ее штабом служила землянка в районе завода ЗИП, а летом был создан взвод РУД, службу в котором в военное время несли в основном женщины. Многие сотрудники ГАИ-РУД за проявленные в годы войны героизм и мужество были награждены орденами и медалями.

Основная задача – восстановление разрушенного войной – была решена в крае к началу 50-х. Тогда же демобилизованные воины и автомототехника (лендлизовская и трофейная) пополнили ряды и оснащение кубанской ГАИ, а на улицах города появились первые троллейбусы.

В 50–60-е гг. происходит техническое переоснащение ГАИ: патрульные машины оборудуются УКВ-радиостанциями и громкоговорящими установками, применяются индикаторные трубки для борьбы с пьянством за рулем, сооружаются стационарные посты надзора на загородных дорогах и здания ГАИ в районах края. На 27 перекрестках Краснодара устанавливаются светофоры. Органы власти стали активнее заниматься пропагандой дорожного движения, создавались добровольные народные дружины. В 1958 г. впервые была проведена Всесоюзная декада БДД, а в 1960-м в стране вводятся единые правила дорожного движения, которые изучали в школах, ПТУ и детских садах. В 1975 г. в пионерлагере «Орленок» проводится слет юных инспекторов движения (ЮИД) и начинается вертолетное патрулирование дорог. В 1976-м в краевом центре открывается первая в стране школа ГАИ, а в 1982-м – детский автогородок. Более 40 лет на ТВ выходила программа «Перекресток», посвященная проблемам безопасности дорожного движения.

В конце XX века в крае резко возросло количество автомобилей, уровень аварийности и краж. Кубань стала приграничным регионом межнациональных конфликтов. В связи с этим МВД РФ были приняты меры по укреплению и компьютеризации службы ГАИ–ГИБДД. Сегодня заградительная система из 26 КПМ перекрывает пути поступления оружия и наркотиков, используя современные технологии и технические средства. Разработана и внедряется целевая программа обеспечения безопасности дорожного движения на 2006–2012 гг.

За час путешествия по музею перед моими глазами прошла 72-летняя история дорожной службы. За этот срок около пятнадцати раз менялась форма работников ГАИ, менялись задачи, политические и экономические условия в стране. Произошла реорганизация дорожно-патрульной службы. Сегодня помимо свистка и жезла в арсенале инспекторов современные автомобили, компьютерные системы и средства видеонаблюдения. Но во все времена главной задачей кубанской ГАИ оставалась забота о людях и верность долгу.

Подпишитесь на «За рулем» в