Не ограничиваясь мелочами

НЕ ОГРАНИЧИВАЯСЬ МЕЛОЧАМИ

«ВОЛЖАНИН-5285.01»

Туристический автобус дебютировал в 2001 году, к началу серийного выпуска в 2003-м был модернизирован.

С 2003 года выпускается на шасси Scania K94 с 6-цилиндровым рядным дизелем 9 л, 221 кВт/300 л. с. и 7-ступенчатой механической коробкой передач.

Производится в г. Волжский Волгоградской области. До конца 2004 года должно быть выпущено 120 машин, в планах на предстоящий год – 250 шт. Цена в полной комплектации – около $190 тыс.

Для автобуса, особенно туристического лайнера, понятие «серийный» – весьма относительно. Крупные производства ведут счет на сотни таких машин в год, средние – на десятки, но даже дюжина – уже не мало.

Хотя «Волжанин-5285» увидел свет в 2001 году и к сегодняшнему дню около 40 таких машин уже эксплуатируется в разных городах страны, формальный повод для встречи – начало серийного выпуска.

МОДЕЛЬ 5285.01

Конструкторы редко упускают возможность добавить что-нибудь к облику машины перед ее постановкой на поток. Как художники, они вносят в свою работу последние штрихи. Здесь обивочку поярче, там – подлокотничек пошире. Но бывает, мелочами не ограничиваются.

При подготовке к производству «Волжанина» инженеры «слегка» поколдовали над кузовом, заменили шасси вместе с силовым агрегатом (!), создали новый дизайн приборной панели, переработали систему вентиляции, улучшили отделку салона, увеличили емкость багажных отсеков.

Наверное, дальше продолжать не стоит. Понятно, что несмотря на знакомый внешний вид и прежний индекс (добавили лишь номер модификации «01»), перед нами, по сути, новая машина.

На смену венгерским мостам «Раба» (Raba) пришло полностью укомплектованное самоходное (на нем водитель въезжает в цех) шасси «Скания-К94» (Scania K94). Вместе с ним – проверенные силовой агрегат, мосты, рулевое управление, даже пара топливных баков на 465 литров. Не надо ломать голову над приводом «коробки», передачей управляющих воздействий от педалей. Скандинавы предлагают несколько отработанных конструкций: привод газа – электрический или электронный, у коробки передач – тросовый или электрический, тормоза – барабанные или дисковые. Российские инженеры готовы донести до потребителя любой вариант.

Конечно, готовое шасси – еще не автобус. Конкурентоспособная машина, завоевавшая титул лучшего автобуса 2003 года в России, потребовала нескольких лет кропотливой работы конструкторского коллектива. Его богатый опыт в создании оригинальных кузовов позволил построить каркас, обладающий необходимой жесткостью и при такой же массе, как у современных европейских аналогов. Он изготовлен из низкоуглеродистой марганцовистой стали с высокой коррозионной стойкостью.

Несмотря на внушительный список импортных комплектующих – систему кондиционирования «Термо Кинг», мощные отопители салона «Эбершпехер» (в том числе автономный), пневматический привод тормозной системы «Вабко», многое доверили делать российским предприятиям. Стеклопакеты, привод дверей, часть светотехники, элементы приборной панели. Наконец, высококачественные материалы в отделке интерьера тоже наши, хотя некоторые и выработаны по зарубежной технологии.

Особое внимание – комфорту. По желанию заказчика на «Волжанин-5285.01» установят туалет, холодильник, бойлер, видеосистему, оборудуют спальное место водителя. Ну а индивидуальные климатические блоки над сиденьями, откидные столики и аудиосистема входят в стандартное оснащение.

ТЕХНИКУ – ЛЮДЯМ

Путешествуя по стране, нетрудно заметить, что основной междугородный автобус – «бэушный», импортного производства, как минимум 5–7 лет от роду. Он еще имеет неплохой остаточный ресурс, предлагает почти современный уровень комфорта, но главное – относительно недорог, как правило, менее $100 тысяч. В каком-то смысле это отправная точка для небогатых перевозчиков.

На другом полюсе – несбыточная мечта: современный лайнер, топ-модель на европейском рынке. С независимой передней подвеской и почти идеальной развесовкой по осям, раздельным климат-контролем для пассажиров и водителя и электронно-управляемой пневматической подвеской, что умеет приседать (на нос или правый борт) для удобства посадки-высадки пассажиров. Уровень шума в салоне таких машин – 65–67 дБ. Не каждый легковой автомобиль представительского класса может похвастать таким акустическим комфортом. Отменная аэродинамика обеспечивает расход топлива 22–25 л/100 км (при 100 км/ч)…

А теперь опустимся с небес на землю. Цена таких автобусов может достигать $350–400 тыс. Даже для экономически развитых стран сумма великовата, поэтому в производственной гамме строителей автобусов всегда найдутся более приземленные модели – за $250–300 тыс. В самые крупные промышленные группы входят заводы стран Восточной Европы – их продукция еще доступнее.

«Волжанин-5285.01» заполняет брешь между старыми «иностранцами» и новыми европейскими машинами. Его сегодняшние покупатели – крупные российские компании, в том числе транспортные. Но маркетологи рассчитывают, что заводу удастся привлечь внимание и мелких перевозчиков. Для этого припасен еще один козырь.

ФИРМЫ ГАРАНТИРУЮТ

У нас уже собирают «Мерседес» и «Сканию», проявляет деловую активность «Ирисбус», хорошо известны входящие в эту группу «Кароса» и «Икарус». Складывается ситуация, когда не только иностранцы нужны нам, но и, наоборот, – наши производители нужны иностранным компаниям! Это весьма полезное обстоятельство помогло однажды ЗАО «ВАП «Волжанин» и фирме «Скания» найти друг в друге стратегических партнеров.

Кажется, свершилось невозможное: автобус российского производства будет обслуживаться не только на собственном сервисе, но и на фирменных станциях «Скания». Их около двадцати в разных городах России, готовых выполнить любые (!) гарантийные работы, причем весьма квалифицированно. Но и это еще не все прелести сотрудничества. Через сбытовую сеть шведской фирмы автобус будет и продаваться. А это означает доступность фирменной лизинговой системы, способной в корне изменить подход небогатых российских перевозчиков к покупке машин.

ФОТО АВТОРА

Подпишитесь на «За рулем» в