Ролик – не пустяк
Увы, сегодня – пластмассовый ролик, однорядный подшипник и, как результат, набившая оскомину «проблема ремня». Для владельца двигателя 2112 его обрыв – это катастрофа: загнутые клапаны, дорогостоящий ремонт и т. д.
Любопытный факт: почти никогда не подводит ремень, установленный на заводе. Как правило, первый комплект (ремень и ролики) благополучно работает до замены. Потом владелец ставит на двигатель все новое… и с трепетом ждет результата. Иногда ремень, не отработав и тысячи километров, уже мочалит одну из кромок о реборду ролика – процесс пошел! На фото – «экспонат» с пробегом всего 2,5 тыс. км. Износ – уже 2 мм. Нетрудно спрогнозировать его для пробега 10 или 15 тысяч…
Что же произошло? (Подчеркну: это – мой личный, частный случай!)
Когда пришла пора заменить родные ремень и ролики, ваш покорный слуга купил, не поскупившись, «крутые», зарубежного производства, детали. И что же? Приглядевшись к ролику, заметил, что его пластмассовую беговую часть, наформованную на подшипник, не протачивали, не шлифовали. Отчетливо виден шов на стыке половин пресс-формы. Братцы, а задумались ли вы об остальной «геометрии» ролика?
Я обмерил и натяжной, и поддерживающий. Натяжной произвел сильное впечатление: погрешность (в основном, конусность) беговой дорожки достигала 0,2 мм – ролик сгонял ремень внутрь, к двигателю. Тут же родилась еще одна тревожная мысль: подшипник-то однорядный – его износ оборачивается дополнительным перекосом.
Что же делать? Купить детали, применяемые ВАЗом, – балаковский ремень и вологодский ролик. Так я и сделал – теперь ремень никуда не ползет.
Но вот другой случай. Ко мне попал VAZ 2112, у которого ремень смещался наружу (от двигателя), хотя и он сам, и ролики были в порядке. Но хозяйка жаловалась на утечку «Тосола». Проверил: жидкость уходит из насоса системы охлаждения. Выяснил, что подшипники помпы разрушены. А из-за этого вал перекашивается так, что ремень ползет… Вот и еще одна причина беды. Но сдается мне, разговор о роликах и ремне еще далек от завершения!