Топливо в Росиии: Цена и качество

Нет более вечных и «горючих» тем, чем цена и качество топлива. Похоже, ответ на первый вопрос получен – теперь формирование внутренних цен на горючее будет строго прописано и прогнозируемо. Когда же и насколько будет удовлетворена потребность в топливе класса Евро-4 и Евро-5, пока неясно.

Главным индикатором стоимости корзины нефтепродуктов является мировая цена на нефть: при ее росте соответственно растет внутренняя цена и дорожают все нефтепродукты. Когда мировая цена падает, по логике, снижается и оптовая цена, по которой нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) покупают ее для переработки, следовательно, должны дешеветь и бензин, и дизельное топливо. Так во всем мире и происходит: когда цена на нефть в 2008 г. за полгода обвалилась со $140 до $40, нефтепродукты подешевели на 60–80%.

В России ничего подобного не произошло: снижение цен на розничном рынке можно назвать скорее данью общественному мнению, и носило оно характер статистической погрешности. А вскоре и погрешность пропала – с мая на автозаправках наблюдается стабильный рост цен, хотя мировые цены на нефть за летний период практически не росли. Традиционные объяснения ФАС уже никого не устраивают: сколько можно говорить о недобросовестной конкуренции, сговорах, создании дефицита и т. д. В ведомство господина Артемьева от нефтяных компаний приходят кипы документов, дела передаются в суд и… начинается новый виток роста цен. Весной цены на топливо растут в период посевной кампании, осенью – в уборочную, а в остальные времена года просто растут.

Видимо, терпение у антимонопольщиков лопнуло, и они решили воздействовать на нефтяников математикой, предложив формулу, по которой нужно рассчитать цену на нефть на отечественном НПЗ. Выглядит она следующим образом: мировая цена минус экспортная пошлина минус затраты на транспортировку. В этой так называемой формуле обратного счета все элементы легко проверяются: мировые котировки известны, размер экспортных пошлин тоже, также как и тарифы за доставку. Ими могут быть тарифы по прокачке в системе Транснефти, железнодорожные тарифы или морские фрахтовые ставки. В результате всех вычитаний получается оптовая цена для НПЗ, реально привязанная к мировой цене на нефть. Отталкиваясь от этой цены, формируются цены на нефтепродукты. Возражения специалистов на предложения ФАС сводятся к следующим: такая схема расчета не учитывает спроса и предложения на рынке топлива, а также структуру переработки нефти на различных заводах. В связи с этим возникает встречный вопрос: а разве сейчас цена на нефтепродукты определяется как равновесная между спросом и предложением? Тогда почему по основным нефтепродуктам она все время растет?

Упования на то, что цена будет устанавливаться в ходе биржевых торгов, вряд ли оправдаются: объемы сделок по нефтепродуктам на бирже в Санкт-Петербурге незначительны, и в их увеличении никто особо не заинтересован. А что касается структуры переработки, то кто же виноват в том, что на российских НПЗ из 1 т нефти вырабатывают 200 л бензина, а на европейских – более 400 л. Более высокие цены на бензин в этом случае – это, по сути, плата за техническую отсталость.С введением в действие второго антимонопольного пакета поправок в федеральные законы у ФАС появляется возможность контролировать ценообразование нефтепродуктов и применять соответствующие санкции в случае нарушений, а у перевозчиков – проверить с калькулятором в руках стоимость 1 литра топлива на заправке и узнать – кого оштрафовали, уволили или посадили, если цена оказалась не такой.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в