Структура автопарка Москвы. Дорогая моя столица.

Структура автопарка Москвы. Дорогая моя столица.

НАС – 3 МИЛЛИОНА!

Автопарк столицы начал бурно расти еще в 1994 году и с тех пор неудержимо набирает новые тысячи. Введенный тогда автомобильный код района регистрации «77» закончился за неполные четыре года, и уже в 1998-м его вынужденно дополнили кодом «99». Затем использовали «97» из так называемых резервных номеров, а когда всевозможные комбинации с ним исчерпали, новые столичные автомобили стали украшать кодом «177». Насколько хватит? Видимо, ненадолго, потому что в конце прошлого года, по словам начальника Главного управления внутренних дел Москвы Владимира Пронина, был зарегистрирован трехмиллионный автомобиль! Всего же на 1 января 2006 года в Москве на учете состояло 3 096 661 легковой автомобиль. Таким образом, за 2005 год парк вырос на 220,5 тыс. машин (+7,7%). Впечатляет, особенно в сравнении со среднероссийскими показателями (+ 5,6%), но только если забыть о сравнимых показателях за предыдущий год. В 2004-м рост столичного автопарка составил рекордные 18%!

Ничего странного здесь нет. В том году в полку новых прибыло 275 тыс. машин, а в 2005-м – 301,7 тыс. штук (+10,5% от всего парка). То есть темпы продаж увеличиваются, а темпы общего прироста машин хоть и растут, но куда медленнее. Из этого можно сделать только один вывод: ежегодно в столице заметно увеличиваются объемы утилизации старых автомобилей, хотя и не так, как того хотелось бы. По-прежнему пресловутые «запорожцы» на почетном пятом месте в рейтинге популярности марок: ЗАЗ занимает 3,5% всего автопарка и, похоже, позиции сдавать пока не собирается. Количество состоящих на учете «москвичей» пошло на убыль – за год на 5 тыс. Обидно, что придет время, когда и вовсе забудут, что была когда-то такая марка…

В целом в первой десятке марок-лидеров, можно сказать, без перемен. Лидирует АВТОВАЗ – его модели занимают 38% столичного автопарка, но всего за год «сектор ВАЗа» сжался на 2,7% – очередной тревожный сигнал для крупнейшего нашего автопроизводителя. Сжался и «сектор ГАЗа», хотя и занимает пока Горьковский автозавод второе место. Первый среди «иностранцев» – «Фольксваген» – прочно (уже который год!) обосновался на 4-м месте, серьезно опередив общероссийского лидера среди иномарок – японскую «Тойоту» (в Москве она шестая). Но представители Страны восходящего солнца активно догоняют: всего за год общее количество «тойот» в Москве выросло сразу на 24% (+20 тыс.), в первой десятке появились «Ниссан» и «Мицубиси» (они занимают по 2,6% парка), вытеснив оттуда «немцев» – «Ауди» и «Опель». Sic transit Gloria mundi…

Автопарк столицы – один из самых интернациональных в России. Все вместе «иностранцы» занимают 45% его объема (если не считать «запорожцы», то ненамного меньше – 41,5%). Сравним: средняя цифра по стране пока лишь 21,5% (без доли ЗАЗ). Выходит, Москва действительно становится городом-космополитом. В самой дорогой столице мира (недавно она получила этот сомнительный титул) активно увеличивается парк дорогих лимузинов – в первую очередь «мерседесов» (+5,6 тыс.) и БМВ (+2,6 тыс.). Почти вдвое выросло число роскошных «бентли» (с 229 штук до 416, хотя и некорректно считать произведения искусства на колесах в «штуках»). Больше стало «феррари» (было 82, стало 126), «мазерати» (83 и 122), «ламборгини» (32 и 44)… Скоро уже с натяжкой можно будет называть эти автомобили эксклюзивными – столько их развелось на столичных дорогах!

Главное же, конечно, в другом: москвичи стали одними из основных в стране потребителями доступных иномарок, и доля представленных в столице компаний – производителей не слишком дорогих, но надежных автомобилей постоянно растет. Скажем, на целых 6,5 тысячи вырос парк марки «Шевроле»; понятно, что в первую очередь – не за счет огромных вседорожников «Тахо», а «народных» легковушек подразделения GM-DAT («Шевроле Авео» и «Лацетти») и полноприводных «нив».

Какие же марки выбирают москвичи, собираясь в салон за новым автомобилем? Впереди – АВТОВАЗ, «Хёндай», «Форд», ГАЗ и «Мицубиси», но не менее показательно сравнить свежие данные с прошлогодними. Лидер хоть и не изменился – АВТОВАЗ, но по сравнению с 2004-м столичные жители купили новых «лад» на 14,1 тыс. меньше; а ГАЗ со второй строчки в рейтинге популярности новых авто опустился на четвертую. Причины охлаждения москвичей к изделиям отечественного автопрома понятны: растут доходы автовладельцев, есть возможность выбрать более качественный и комфортный автомобиль. И еще: цены на «лады» и «волги» уже практически сравнялись с ценами на недорогие иномарки. Так что не стоит удивляться «непатриотизму» москвичей. Зато рванули вверх продажи у «Форда» (на 6,5 тыс. новых машин больше, чем в 2004-м), «Хёндай» (+8 тыс.), «Мицубиси» (+4,7 тыс.), «Ниссана» (+3,2 тыс.), «Мазды» (+5,7 тыс.)!

За год несколько изменилась первая десятка моделей-лидеров среди «иностранцев». Постепенно сдают позиции «немцы»: на два пункта опустились БМВ 5-й серии и «Фольксваген Гольф», а БМВ 3-й серии, «Опель Вектра» и «Audi 80» и вовсе в конце второй десятки. И это свидетельство того, что парк постепенно молодеет и место моделей-ветеранов (они, как правило, попали в Россию уже далеко не в юном возрасте) занимают «молодые». Ныне к ним в первой десятке – прибавление: «Мицубиси Лансер», «Тойота Королла» и «Хёндай-Акцент».

Всего за год число новых автомобилей (до трех лет) увеличилось с 17 до 25%! И это, наверное, самый отрадный показатель. В среднем по России он куда ниже (точные данные мы получим чуть позже).

В следующих номерах мы продолжим рассказ об автопарках регионов России. Полностью же все эти материалы планируется опубликовать осенью в сборнике «Россия за рулем – 2006».

Подпишитесь на «За рулем» в