Цепное совершенство

Цепное совершенство

Несмотря на победное шествие зубчатых ремней в приводе распредвала, цепь и не думает сдаваться, приспосабливаясь к требованиям времени. Уходят в прошлое так называемые роликовые цепи, в которых зубья звездочки попадают в промежуток между втулками, соединяющими щеки, за них и тянут цепь. Теперь в ходу все больше цепи с зубцами на пластинах – так удается оптимизировать зацепление и тем самым снизить износ, шумность и улучшить равномерность вращения ведомой звездочки.

Особенно высокие требования предъявляет дизельный двигатель, где от цепи приводится ТНВД или насос-форсунки. Мало того, моторостроители постоянно требуют уменьшать габариты всего привода и дошли уже до ведущих звездочек всего о 18 зубьях.

В ответ разработчики немецкой фирмы «Ивис Кеттен» (Iwis Ketten) придумали зубчатую цепь нового поколения, способную работать в дизельных двигателях со звездочками малого диаметра. В звене такой цепи лишь одна активная щека (см. рис.), причем в ее отверстия запрессованы специальные втулки, которые и проворачиваются относительно пальцев-заклепок. В результате износ шарнирного сочленения резко снизился, а звездочки стали меньше не только в диаметре, но и по толщине. Зато прочность новинки в сравнении с традиционной роликовой цепью выросла на 75%.

Заново пришлось очень тщательно рассчитывать профиль зубцов цепи. Ведь с уменьшением диаметра звездочек все отчетливее проявляется так называемый полигональный эффект – цепь уже нельзя рассматривать как аналог ремня: ложась на «шестерню», она становится ближе к многоугольнику, а не к дуге окружности. А это – неравномерность передачи усилия, рывки, вибрации и шум! И все же точный расчет и компьютерное моделирование позволили уменьшить колебания угловой скорости звездочек в 2,5 раза! Вам еще нужен ремень?

Подпишитесь на «За рулем» в