Нагретые докрасна

Нагретые докрасна

HONDA CIVIC

Восьмое поколение модели представили в 2005 году. В России продают седан японского производства и английский 5-дверный хэтчбек с единственным вариантом двигателя (1,8 л), а также 3-дверный «Тайп R».

Двигатели: бензиновые, 1,8; 2,0 л (140; 201 л.с.).

Коробки передач: 6-ступенчатая механическая,

5-ступенчатая автоматическая.

Комплектации: Comfort, Elegance, Executive, Type R.

Цена: $19 900–38 100.

MAZDA 3

Дебютировала осенью 2003 года, в России с 2004-го (ЗР, 2004, № 6). Продают в вариантах седан и хэтчбек.

Двигатели: бензиновые, 1,6–2,3 л (105–260 л.с.).

Коробки передач: 5-, 6-ступенчатые механические,

4-ступенчатая автоматическая.

Комплектации: Base, Touring, Sport, MPS.

Цена: $18 500–32 700.

Философия горячих хэтчбеков незамысловата, но оттого и притягательна: много адреналина за умеренные деньги – вот чего жаждут молодые и молодящиеся водители! «Сивик Тайп R» пережил несколько смен поколений, сумел создать вокруг себя определенный ореол и собрать поклонников атмосферных двигателей. «Мазда-3 MPS» – по сути, первый подобный опыт фирмы (по крайней мере, в Европе). Но какой! Под капот поместили 2,3-литровый турбомотор мощностью 260 л.с., на 59 сил больше, чем у «Хонды» – при этом «Мазда» на пять тысяч долларов дешевле.

МОТОЦИКЛ О ЧЕТЫРЕХ КОЛЕСАХ

Езда на «Сивике» в первые минуты напомнила знакомую мелодию, воспроизводимую с меньшей скоростью. В оригинале мотор, кажется, играет октавой выше, интервал между переключениями короче, а я не должен так отставать от других участников движения. Стоп! Те, кто постоянно вырываются вперед на светофорах – мотоциклисты!

Мне довелось поездить на «Тайп R» и «сивиках VTi» прежних лет. Пожалуй, нынешняя машина напоминает двухколесный аппарат более всего, хоть и стала чуть тише и мягче предшественницы. Дело в двигателе. «Хонда» упорно не признает наддува и который год оттачивает 2-литровый «атмосферник». По сравнению с машиной седьмого поколения мощность возросла всего на одну силу, но это не единственное изменение. Кое-кто скривится, услышав про электронную дроссельную заслонку. Но «Хонда» тут же парирует – зато маховик отлит из легкого хромомолибденового сплава, а значит и отклик на педаль газа быстрее.

Радикально перенастроили «мозги». Отныне двигатель выкручивается до 7800 об/мин вместо прежних 7400. На деле это выглядит так: стрелка тахометра подскакивает к 5000 об/мин, вы бросаете сцепление, и «Хонда» устремляется вперед, пугая нездоровым по меркам рядового автомобиля максимумом оборотов. Главное – не расслабляться! Разгон настолько стремителен, что переключение на вторую легко прозевать, и тогда автомобиль недовольно задергается на ограничителе.

Чтобы потяжелевший «Тайп R» не растерял скорости, передаточные числа коробки сближены. Хочешь быстрый разгон – изволь работать рычагом каждые пару-тройку секунд! И работаешь, причем с удовольствием. Так и тянет лишний раз взяться за массивный металлический шарик и четким коротким движением отправить его в лузу нужной передачи. И пусть создатели с гордостью заявляют, что до 90% крутящего момента доступны уже при 2500 об/мин – на таких оборотах «Сивик» вести не хочется!

Когда в ваших руках такая машина, вы не сможете сказать: «Я поеду в кино». Вы обязательно добавите: «...на Тайп R». «Хонда» диктует с какой скоростью и в какой манере ехать. В «Тайп R» будто зашита программа: поворот под 60° пройти с такой-то скоростью, на такой-то передаче и с таким углом поворота рулевого колеса. Машина – как воспитанник строгой японской семьи. Если вы пожелаете сделать все по-своему, «Сивик» будет до последнего, не подавая вида кренами, держаться за дорожное полотно, но в итоге терпение лопнет – и он безжалостно выкинет вас с трассы, не позволив оперативно откорректировать траекторию.

Похожая картина и в салоне. Да, он практичен благодаря просторным задним местам, удобному механизму раскладывания сидений и большому багажнику. Но высоко посаженные, беспощадно узкие сиденья говорят: здесь место человеку гоночной комплекции – субтильному, среднего роста или ниже. Не отправишься на «Сивике» и в дальнюю поездку: уже через пару часов езды из кресла вылезаешь со вздохом облегчения, боками вспоминая болтанку, которой «Тайп R» угостил на российском шоссе. Эта машина в первую очередь для любителей погонять по хорошим дорогам погожим летним вечером, упиваясь мотоциклетным ревом мотора и не обращая внимания на жесткую подвеску и посредственную обзорность. Ближе к ночи «Тайп R» вернется в гараж. А утром хозяин поедет на работу – вероятно, уже в другом, более комфортабельном автомобиле.

КИСЛОРОДНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ

«Переключайся вверх, она на низах поедет лучше», – к многоопытному коллеге я прислушиваюсь. Как это не похоже на те ощущения, что дарит «Хонда»! Представьте: вам нужно пройти серпантин максимально быстро. Имея дело с большинством бензиновых моторов, вы будете держать 4000–6000 об/мин, дабы получить максимум мощности. Но турбомотор «Мазды-3 MPS» начинает «везти» с 1500 об/мин и, как многие подобные агрегаты, увядает к 5500 об/мин. Именно поэтому на горной дороге возникают столь странные ощущения. Едем быстро, под правой ногой колоссальный запас мощности, а мотора в салоне практически не слышно – вместо привычной второй вы давно переключились на третью!

«Мазда-3 MPS» – антипод «Сивика Тайп R». Вместо жужжания двигателя, выходящего на максимум оборотов, – тишина. Вместо тесных «ковшей» – комфортные кресла «со спортивным уклоном»: то ли самолетные из бизнес-класса, то ли массажные. Вместо стремительного трехдверного кузова – практичная пятидверка.

Однако чтобы совладать с MPS, нужно время. Автомобиль обладает весьма интересным, но своенравным характером. В первую очередь это касается тандема двигатель – коробка передач. И дело даже не в том, что избирательность коробки здесь чуть хуже. Как ни странно, использовать крутящий момент, превосходящий «хондовский» вдвое, поначалу непросто: необходимо выбрать передачу, точно попав в промежуток от 3000 до 5000 об/мин. В «Хонде» было полегче – главное, не давать оборотам падать, а уж вспыхивающие одна за другой красные бусинки на панели подскажут, когда перещелкнуть рычаг. И все же MPS безудержно быстра! Машина буксует даже при переходе с первой на вторую и уносится вперед под характерное шипение агрегата наддува.

У MPS есть изюминка – самоблокирующийся передний дифференциал. При пробуксовке одного из колес он перебрасывает до 66% момента на второе. Оттого и трогаться на скользком покрытии проще, и экстремальное вождение дается лучше. Дифференциал словно доворачивает автомобиль в сторону виража, придает цепкости. В чем-то «трешка» менее требовательна, нежели «Сивик»: зашел в поворот быстрее, чем требуется – позволит выйти из щекотливой ситуации, отработав рулем. Но в иных случаях прощения не ждите. Например, на выходе из «шпильки», там, где «Хонда» уже разрешает вжать педаль в пол, с «Маздой» стоит быть осторожнее: избыток энергии! Поток ньютон-метров готов сорвать колеса в букс. Похоже, преимущество в 59 л.с. иногда оборачивается недостатком...

Город реагирует на «Мазду» гораздо спокойнее, нежели на «Хонду». Спокойнее и я. Во многом благодаря тому, что в салоне MPS чувствую себя почти как в обычной «трешке», разве что ход машины заметно жестче. Если разумно использовать потенциал мотора, «Мазда» сможет стать единственным автомобилем в семье. Но от хороших дорог лучше далеко не уезжать.

«Задача этой машины – заставить сердца биться чаще», – убеждает пресс-релиз «Хонды». Ему вторит «Мазда»: «Испытайте мощный прилив адреналина вместе с MPS». И действительно, трудно сохранить спокойствие при одном виде этих ярких, нагретых докрасна хэтчбеков; садясь за руль, вы едва справляетесь с волнением; а уж утопив педаль газа, чувствуете, как ритм сердца учащается в такт с ростом оборотов! Эмоций будет еще много и хватит их надолго.

Главное, чтобы они не захлестнули вас при выборе автомобиля.

Михаил Гзовский: «Сравнивать «Хонду-Тайп R» и «Мазду-3 MPS» все равно, что сопоставлять... хоккей и карате. Оба автомобиля эмоциональны, остры и быстры, но абсолютно не похожи».

HONDA CIVIC TYPE R – четырехколесный мотоцикл, жесткий, бескомпромиссный, заставляющий водителя ежесекундно чувствовать себя спортсменом.

Общая оценка 8,1

+ Фантастический высокооборотный мотор, точные тормоза и привод коробки передач, азартная управляемость, эффективная климатическая установка, большой багажник, удобно раскладывающееся заднее сиденье.

- Низкая плавность хода, неважный обзор в салонное зеркало, чрезмерно высокая посадка, критически малый просвет, отсутствие запаски.

MAZDA 3 MPS – сочетание практичности и бешеного темперамента. Возможности мотора заставляют быть начеку, особенно на мокром покрытии.

Общая оценка 8,1

+ Великолепный тяговитый и эластичный мотор, низкий уровень шума, просторный салон, спокойное поведение в критических режимах, лучшее в классе сочетание цены и лошадиных сил.

- Требует использовать бензин АИ-98, невысокая плавность хода, малый дорожный просвет, малая энергоемкость подвески.

Подпишитесь на «За рулем» в