Awd: все - ведущие

AWD: ВСЕ - ВЕДУЩИЕ

фото

CHRISTINI

Год 2004 претендует на то, чтобы его назвали годом полноприводных байков: Yamaha выбросила на рынок эндуро WR450F 2-Trac (успех его продаж гарантирует победа Давида Фретинье в "Дакаре"), на подходе модель скутера-внедорожника...

В гонку новинок включились американцы - не хотят упускать пальму первенства в производстве мотоциклов класса 2х2, ведь их Rokon около 30 лет оставался единственным в мире серийным двухколесным полноприводным экипажем. И вот небольшая компания Christini Technologies, Inc. из Филадельфии продемонстрировала прототип мотоцикла Christini AWD (аббревиатура "AWD" означает All Wheels Drive, по-русски - "все колеса ведущие"). В отличие от Yamaha (она сделала ставку на гидротрансмиссию разработки Ohlins) или Rokon (тот с цепными передачами), в Christini "изюминка" привода - в спиральных конических передачах и легких приводных валах.

Подобная схема была отработана на велосипедах, выпускавшихся с 1996 года, и защищена патентами в США, Австралии, Канаде и Европе. А сама идея полноприводности пришла в голову инженеру Стиву Кристини ровно десять лет назад. Катаясь во время дождя на горном велосипеде, он несколько раз больно грохнулся. Дабы в дальнейшем обезопасить себя, а заодно и человечество от синяков, совместно с Майком Данном построил в 1996 г. первый AWD-велосипед. Первенец-всепролаза был лишен подвесок колес, а в приводе переднего колеса (от заднего) применил цепную передачу. В 1998 удалось отказаться от цепи, а в 2001 за счет применения гибкого вала сделать подвеску заднего колеса подрессоренной.

Новинка пришлась по вкусу любителям горных байков, ХС-триальным ездокам, "велодальнобойщикам" и прочим экстремалам. Их привлекают явные преимущества горных велосипедов AWD при прохождении подъемов и поворотов, в удерживании машины на прямой на скользких покрытиях, камнях, грязи, снегу. Даже если все время ездить по асфальту, возникают ситуации, когда система AWD помогает.

Хотя компанию Christini Technologies, Inc. нельзя назвать большой (в штате шесть человек, помимо временно занятых рабочих), дело быстро пошло в гору. И тут Стиву пришла вполне логичная мысль: расширить сферу применения своих патентов на мотоциклы эндуро.

Передний привод Christini AWD схож с приводом велосипеда, но есть два различия: во-первых, система приводится от двигателя (у велосипеда - от заднего колеса), во-вторых, вдоль перьев вилки проходят два симметричных, противоположно вращающихся вала (с продольными шлицами). Такая схема привода сбалансирована, не передает на вилку скручивающий момент, что обеспечивает легкость управления.

Подключение "передка" осуществляется муфтой свободного хода, вмонтированной в ступицу переднего колеса. Система валов передает вращение к передку с замедлением по сравнению с задним колесом. Это позволяет заднему колесу быть ведущим. Но только до тех пор, пока оно не забуксует - тогда крутящий момент пойдет к переднему колесу. Или в случае, когда переднее колесо пойдет юзом. Таким образом, система играет роль АБС. А поскольку передний привод включается только по мере надобности, потери мощности минимальны.

Следующим шагом, по заверению Стива Кристини, будет создание дорожного мотоцикла, в котором главное преимущество системы Christini AWD будет использовано для улучшения управляемости аппарата во время поворотов на асфальте. Кроме того, на таком мотоцикле даже не особенно умудренный опытом водитель или вовсе новичок будет чувствовать себя вполне уверенно в ситуации, когда внезапно попадет на скользкое покрытие.

Пока (по крайней мере до середины 2004 года) мотоциклы Christini не поступят в продажу - заканчиваются их испытания на надежность, безопасность, завершается и доводка дизайна. Но уже ведутся переговоры с несколькими крупными американскими компаниями о партнерстве. Как видим, янки со свойственным им размахом организуют дело масштабно. Уже не гематомы, а другая великая движущая сила руководит ими - ревность. Штатники зорко следят за успехами японцев, а тут представился случай их обойти. И уж своего шанса американцы не упустят. Это колеса могут быть все ведущими. В конкуренции - только США!

Благодарим Стива КРИСТИНИ (www.christini.com) за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в