ГлавМостСтрой

ГлавМостСтрой

Все воспринималось как-то буднично. Утром вылет чартерным рейсом в Ульяновск, высадка на территории УАЗа, и понеслось! За белы рученьки – и по заводу. Здесь – открытие производства мостов типа «Спайсер», там – косозубых раздаточных коробок, проводы с конвейера УАЗ-469 (он же 3151), встреча новой модели, открытие памятника, пресс-конференция, ужин. А вечером уже дома... И только тут приходит осознание увиденного.

Последние годы «козлик» уже не жил. Он тянул (свою лямку прибыли), испуганно вздрагивая при упоминаниях о нормах экологии и безопасности, о серьезных – качественных! – изменениях в умах российских покупателей. Он не мог осмыслить то, что произошло в мировом автопроме и отечественной экономике за все эти годы. На прощание ему говорили только теплые слова, пришли истинные «родители», совсем пожилые. Никакого пафоса – нескрываемое волнение. Их первый, единственный, основной и... ушел навсегда. Что будет дальше?

Дальше ветеран попятился в угол, а навстречу фото- и телекамерам с ленты выехал... Он же?! Нет, это другой автомобиль – глубоко модернизированный УАЗ-315195. Простите – UAZ Hunter («Охотник»). Отныне свои новинки завод будет называть именами собственными, дабы не приходилось в ночь перед покупкой зубрить длинные индексы.

Но похож! Заявление конструкторов о «серьезной модернизации кузова» звучит весомо с точки зрения производственных затрат, но для покупателя все же чересчур серьезно. Пластиковая облицовка, новые бамперы с противотуманками, сдвижные форточки, двойные уплотнители боковых дверей. Пятая теперь распашная. Внутри новые сиденья от «шестидесяток», пластиковая панель, ворсовой ковер и тканевая обивка. Кузов – не главное, принципиальные изменения скрыты от глаз. Hunter – первый из крупносерийных стоит на новой единой платформе, основе всех УАЗов на ближайшие годы. Стандартный набор «Охотника»: новые мосты «Спайсер», пружинная передняя подвеска, дисковые тормоза, 5-ступенчатая коробка передач (по умолчанию – арзамасская), косозубая раздаточная коробка, сцепление Luk и ГУР. Большую часть узлов из этого арсенала УАЗ закупает. А свои только мосты и раздатки. Завершились инвестиционные проекты по созданию мощностей для их производства, и при нас пустили линии. Напомним, что «Спайсеры» прежде всего более долговечны (заявленный ресурс – не менее 200 000 км). Кроме того, они улучшают проходимость. У раздатки схожий ресурс, плюс она менее шумная и управляется одним рычагом.

Комплекс мер призван сделать Hunter машиной намного более цивилизованной, чем оригинал. Намного ли? Представители завода употребляют термины экономичный, динамичный, надежный, устойчивый и комфортабельный. Но акцент все-таки делают на сохранившихся «традиционных достоинствах» – отменной проходимости и невысокой цене. Об отмене проходимости никто и не говорит. Да, образцы «обуты» в довольно «безобидную» резину. Но Hunter выпускают только под заказы дилеров, которые ради клиента могут попросить и «зубастые» шины.

Поговорим о розничных ценах и модификациях. С 1 декабря Hunter поступает в продажу к региональным дилерам по этапной «центростремительной» схеме, где центр – Ульяновск. То есть сперва – самым отдаленным, в конце – своим. В декабре соберут 2000–3000 машин, а в 2004-м году намечено 33 000. Планируется выпуск короткобазных версий с жесткой и мягкой крышей (по заказу) и узкими мостами, позже подоспеет длиннобазная версия с широкими, еще позже – варианты с правым рулем и «тропический». На Hunter будут ставить два двигателя, соответствующие Euro 2. Это бензиновый ЗМЗ-409 (2,7 литра, 140 л.с.) и польский наддувный дизель Andoria (2,4 литра, 86 л.с.). Последний рассчитан прежде всего на экспорт. Как выяснилось, дизель ЗМЗ-514 пока «не соответствует», работы продолжаются. И еще остаются... карбюраторные моторы!

Штука в том, что с января обязательные экологические нормы приняты не будут и УАЗ спокойно продолжит выпуск карбюраторных Hunter, если того захочет рынок. Конечно, основной потребитель захочет! Ведь Hunter с карбюратором обойдется дешевле всего – $5900. На инжекторную машину объявлена цена – $6200. Нейтрализатор еще увеличит сумму – до $6450. С дизелем Hunter дорожает на $500–600. От карбюраторов, которые чихали на парализующую электронику радиацию, не собирается отказываться и армия. Для нее продолжат выпуск машин с рессорной подвеской, передними барабанными тормозами. И на военных мостах, которые сопрягут с новой рамой другими кронштейнами.

Так вот и мы присутствовали при наведении моста и сопряжении между старым и новым модельным рядом. В чем вся эпохальность-то! Слишком резко вынырнуть из прошлого на поверхность рынка с действительно новыми моделями, оттолкнувшись от 3151, не позволяют средства. А не вынырнешь вовсе – на дно. Упор остается делать на самый известный внедорожник. Будут ли про Hunter говорить так уважительно, как про 469 на постаменте? Будут ли вспоминать, как автомобиль, который помог заводу устоять и не превратиться в памятник самому себе? Это полностью зависит от уровня доработок и качества новинки. Маркетологи разрабатывают стратегии продвижения, стараются привлечь новых покупателей «цивильными» качествами. «Охотнику» придется добывать за двоих, поскольку приостановлен выпуск и модели 3160. Кроме него, только заметно более дорогие автомобили шестидесятого семейства, что пока выступают в меньших объемах.

Латиница отчеркивает первый этап, но по переходному мосту идти еще два года, так рассчитана Программа обновления. Через год запустят полноразмерный 3163. В нынешнем совет директоров, возможно, примет положительное решение по мини-вэну 3165. Наконец остается и вариант с привлечением иностранцев. Ульяновцы упорно скрывают информацию о ходе переговоров. Обмолвились, что, скорее всего, быть поэтапному освоению иностранной модели – с отверточной сборки. «Мы должны, сохраняя лучшие традиции, разрабатывать и осваивать производство современных комфортабельных автомобилей», – сказал гендиректор Виктор Клочай. А «современных» подразумевает – «своевременных». Счастливой охоты!

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в